650 лет со дня смерти китайского художника и каллиграфа Ни Цзаня

В 2024-м году исполняется 650 лет со дня смерти китайского художника, каллиграфа и поэта Ни Цзаня (1301-1374). Творчеству китайского художника прошлого посвящена эта статья. 

 

Юань-чжэнь Ни Цзань относится к числу тех мастеров, на произведениях которых воспитывались многие последующие поколения художников. В его композициях, внешне порой похожих на многие другие традиционные работы, неизменно привлекают особый лиризм, поэтическая тонкость, филигранное мастерство. Он жил в эпоху династии Юань, когда над Китаем еще властвовали чужеземные завоеватели — стенные кочевники. Ни Цзань не стремился к славе придворного мастера. Он жил уединенно на юге Китая, но много путешествовал по родным краям.

Воды и бамбуковый домик, 1343

Ни Цзань был поистине универсальной личностью. Он писал великолепные стихи, славился как каллиграф, собрал огромную коллекцию живописи, но в первую очередь он был художником пейзажной живописи. Его пейзажи, хранящиеся в основном в музеях Пекина и Шанхая, вместе производят чрезвычайно цельное впечатление. Можно отметить связь творчества Ни Цзаня с традициями пейзажной живописи школы Ван Вэя, жившего в VIII веке, в эпоху династии Тан. Однако Ни Цзань не только очень индивидуально трактовал традицию, но и внес в нее немало принципиально нового. Его композиции нередко носят сознательно фрагментарный характер. Он как бы приглашает нас внимательно и любовно вглядеться во «фрагмент» мира. Он не любит в отличие от многих своих предшественников контрастных масштабных сопоставлений. Ни Цзань подчеркивает характерные детали конкретного пейзажа. Важную роль в его работах играет текст, воспринимающийся как органичный пластический элемент произведения («Горы на берегу»). Это придает его свиткам большую декоративную цельность. Пейзажи Ни Цзаня по-своему символичны. «Два дерева у беседки в осеннюю пору», «Молодой бамбук у старого дерева», «Замерзшие сосны на берегу уединенного горного ручья» — в каждом из них художник делится со зрителем своими раздумьями о жизни, предлагает ему путем созерцания жизни природы понять свое призвание в мире, найти внутреннюю опору в душевной жизни.

Это интересно:   115 лет советскому скульптору-монументалисту Заиру Азгуру
Горы на берегу

Проникновенная лиричность соединяется в его живописи с философскими обобщениями. Это не рассудочные умозрительные настроения, а ясный и поэтичный художественный мир, удивительная чистота и сила духа. Живопись Ни Цзаня монохромна, но в этом сознательном ограничении в выборе выразительных средств кроется много топких поэтических оттенков.

Современники считали Ни Цзаня одним из крупнейших мастеров, называли его имя в числе четырех великих мастеров династии Юань. Но романтик и лирик Ни Цзань, с его созерцательным, глубоко философским отношением к жизни, воспринимается, в известной мере, как антипод официальным вкусам правителей того времени. Они предпочитали более динамичные внешне композиции столичных мастеров, и поэзия отшельника Ни Цзаня была явно чужда их вкусам.

Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ