140 лет со дня первой постановки оперы П.И. Чайковского «Мазепа»

15-го февраля исполняется 140 лет со дня первой постановки оперы Петра Ильича Чайковского «МАЗЕПА»

«Мазепа» — одна из трех опер П. И. Чайковского, вдохновленных пушкинской поэзией. Как и лирические сцены ’’Евгений Онегин”, трагедия ’’Пиковая дама”, она представляет собой наиболее значительные страницы оперного творчества композитора. Чайковский слышал особую музыкальность в поэтических творениях великого Пушкина, который, по его словам, ’’силою своего гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки… В самом его стихе есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка”.

Когда Чайковский прочел поэму А. С. Пушкина «Полтава», он был особенно покорен стихами сцены Марии и Мазепы. С этой сцены он и начал сочинение музыки оперы. Всю сцену Марии и Мазепы, так же как и сцену встречи Марии с матерью, композитор написал на пушкинский текст, сохранив его в неприкосновенности (либретто оперы принадлежит В. П. Буренину). Работа над ’’Мазепой” проходила в 1881 — 1883 годах.

Седьмая опера Чайковского отличалась от предыдущих значительностью музыкально-драматического содержания. Вначале композитора привлекла «интимная драма» — трагедия юной Марии Кочубей, полюбившей старца-гетмана, и ее любовь, послужившая поводом для распрей между Кочубеем и Мазепой. Но затем основу конфликта и музыкальной драматургии произведения составили : сложная историческая тема -одна из великих страниц жизни русского народа в борьбе за свободу своей родины — и победа под предводительством Петра Первого над шведскими захватчиками, нашедшая яркое выражение в симфонической картине «Полтавский бой», — и политическое соперничество Мазепы и Кочубея, приведшее к жестокой расправе над отцом Марии.

В этой опере композитор органически сочетал лирико-психологическую и историческую драму, проявив глубокое понимание законов музыкально-театральной драматургии. Чайковский тонко чувствовал жанры трагедии и комедии в драматическом театре. Он изучал классические образцы в области литературы и в музыке, жадно и глубоко познавал произведения современных авторов, используя малейшую возможность для посещения театров, где бы и когда бы ни находился. Остро воспринимая увиденное и услышанное, он переосмысливал его и воплощал в собственном творчестве. Вот почему с такой необычайно выразительной силой он следует принципам музыкально
драматургического построения и слушательского восприятия в «Мазепе». Подобно тому как в жизни, когда рядом с трагическим стоит комическое, веселое перемежается с грустным, на смену уходящему приходит новое, так и в драматургии композитора-реалиста контрастные противопоставления составляют суть развития действия, эволюции образов и характеристик их. Так, например, за любовными сценами, полными нежности, страсти и томления, следуют напряженные драматические: сцена Марии с матерью (в которой дочь узнает о предстоящей казни отца по решению своего возлюбленного) , а затем трагическая сцена казни Кочубея на площади.

Это интересно:   День рождения замечательной Нины Шацкой

Новаторство композитора, стремившегося опере, так же как и балету, придать подлинно симфоническое развитие, особенно заметно в сцене казни. Этот эпизод разросся в массовую народную сцену, с гениально найденной контрастностью выражения трагедии, оттеняемой разгульной песней пьяного казака. Сложнейшая гамма чувств, настроений передается в чередовании и столкновении острых ситуаций: торжественный въезд на площадь Мазепы со свитой, ожидание казни, появление палача, молитва Кочубея и Искры, появление на площади Марии с матерью во время свершения казни, вопли потрясенной толпы, сумасшествие Марии. Вся сцена проходит на развитии темы помпезного марша, приобретающего в своем преломлении самый различный характер и в заключении звучащего угрожающе мрачно. Новаторство композитор проявил и в последней сцене, создав необычный финал оперы — в высшем смысле слова трагическую сцену: обезумевшая Мария безмятежно поет светлую и нежную колыбельную песню Андрею, убитому Мазепой. (По верному замечанию Б. В. Асафьева, эта финальная сцена обобщает «весь страшный смысл оперы»: «Невинную, светлую, чистую душу девушки нагло и цинично разорвали, раскидали, загрязнили, напоили сверхчеловеческими ужасами и испытаниями, довели до безумия, но не смогли исторгнуть из нее вместе с рассудком женскую ласку, женскую привязанность и нежное «баю-бай».)

В музыкальной драматургии «Мазепы» Чайковский значительное место отводит народным сценам. Женские хоры первого акта (лирический «Я завью, завью венок мой душистый» и печальный ”Не гроза небеса кроет тучею”, интонационно близкие украинской народной песне), зловещий в своей стремительности и натиске украинский танец гопак, большую массовую сцену казни во втором акте — все это он вписывает в общее целое музыкальной драматургии оперы, усиливая конфликтность в сценических ситуациях и в развитии действия.

Более чем другие оперы, композитор насыщает «Мазепу» самостоятельными симфоническими эпизодами. Развернутая интродукция, по его замыслу, изображает Мазепу и «знаменитое бешеное скакание на лошади». Особенно значительны вступления к первой картине второго действия (сцена в тюрьме, где сидит приговоренный к смерти Кочубей), ко второй картине второго действия (картина украинской ночи) и, наконец, к началу третьего действия («Полтавский бой»).

Это интересно:   115 лет со дня первой постановки оперетты "Граф Люксембург"

Впервые «Мазепа» был исполнен в московском Большом театре под управлением И. К. Альтани. Партии Марии и Мазепы были поручены известным певцам Э. К. Павловской и Б. Б. Корсову. Через три дня — 6 февраля 1884 года в Мариинском театре состоялась петербургская премьера оперы под управлением Э. Ф. Направника. В последующие годы постановку оперы осуществили театры Тифлиса, Киева, Самары, Риги, Еревана, Баку, Вильнюса и других городов нашей страны. Опера шла также и за рубежом: в Праге, Варшаве, Флоренции.

Наиболее интересными и значительными были постановки «Мазепы» в Большом театре СССР в Москве под управлением В. В. Небольсина (1949) и в Государственном театре оперы и балета имени С. М. Кирова в Ленинграде под управлением Б. Э. Хайкина (1950).

Г. Прибегина

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1983. 

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ