1-го января исполняется 140 лет со дня рождения советского скульптора Василия Алексеевича Ватагина (1884-1969). К этой памятной дате публикуем эту статью.
Василий Алексеевич Ватагин, известный советский скульптор, родился в Москве. Любовь к животным, развитая еще в детстве, придала своеобразное направление его интересу к изобразительному искусству: ой стал художником-анималистом.
Еще в гимназические годы Ватагин поступил в студию художника Н. А. Мартынова, позднее занятия рисунком и живописью он продолжил под руководством К. Ф. Юона.
Чтобы изучать животный мир на научной основе, Ватагин поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Ему всегда хотелось путешествовать, наблюдать за повадками зверей и птиц. Он исходил Кавказ, любовался нетронутой природой Хибин. На биостанции в Александровске (так назывался тогда Мурманск) рисовал морскую фауну, собранную в гигантском аквариуме. Побывал Ватагин и за границей. Изучал животный мир в Египте и в Индии, в Турции и в Греции. Немало времени проводил с мольбертом в зоологических садах Западной Европы.
До 1908 года Ватагин занимался исключительно живописью и иллюстрированием научных работ и учебных книг по естествознанию. Ряд его картин, главным образом, с изображением северной природы, был экспонирован на выставках. Художник проиллюстрировал «Зоогеографический атлас» под редакцией профессора Мензбира, таблицы по физической географии, учебник географии Крубера и Чефранова и многое другое. С 1908 года Ватагин начал работать как скульптор-анималист. Скульптура стала главной областью его творчества.
Ранние работы Ватагина — рельефы «Кондор» ( 1908), «Обезьянки» (1908) — были выполнены под влиянием египетской архаической скульптуры. Со временем он обрел самобытный художественный язык. Ватагину хотелось все делать самому, начиная от эскиза. Он полюбил резать из корневищ вяза, клена, липы, березы. Форма дерева часто сама подсказывала позу животного. «Многие считают, — говорил Ватагин, — что нужно искать образ в мягком материале — то есть в глине, и переводить его в мрамор или дерево должен не сам скульптор, а его помощник — мастер. Такую манеру ввел Роден, и наша старая Академия художеств тоже выдвинула лозунг: «скульптор должен только лепить». Я не подчинился этому канону и не жалею. Всю жизнь делаю свои работы от начала до конца самостоятельно, благодаря чему хорошо изучил материал — камень, дерево, терракоту, фарфор, майолику. И своим ученикам не устаю твердить: изучайте свой жанр до конца, побольше работайте на натуре».
Талант художника сочетался у Ватагина с научной эрудицией. Обладая глубокими знаниями животного мира и владея редким даром быстро схватывать и передавать движение, улавливать самые характерные особенности животных и их повадки, Ватагин в своих скульптурах достигал удивительной жизненности изображения.
В «Играющих медведях» (дерево. 1930) подчеркнута их тяжеловесная грация; необычайно пластичен его белогрудый «Пингвин, глотающий рыбу» (кость, 1939). В 30-е годы Ватагин обратился к монументально-декоративным работам, из них самой значительной было оформление входа в Московский зоопарк («Лев», «Медведь», «Россомаха», рельефы — «Антилопы», «Северные олени» и др.). Прекрасный образец произведений Ватагина — его «Барс» (1945). Серию интереснейших анималистических композиций создает он после войны («Моржи», 1957).
Работы Ватагина украшают многие парки, сады, фонтаны. В течение 40 лет он участвовал в художественном оформлении Государственного музея имени Дарвина и Музея зоологии Московского университета, для которых им выполнено около 700 произведений. Ватагин делал также иллюстрации для Большой и Малой советских энциклопедий и научных изданий по зоологии, палеонтологии и зоогеографии. Довелось Ватагину иллюстрировать и «Маугли» Киплинга. «Маугли» с его рисунками выдержал десятки изданий.
Человек необычайной целеустремленности и трудолюбия, глубоко преданный искусству, Ватагин совмещал напряженную творческую деятельность с педагогической. Он преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (1919), во Вхутемасе (1921), Московском высшем художественно-промышленном училище (1963—1969). Художника постоянно окружала молодежь, товарищи по творчеству, и он щедро делился с ними поистине энциклопедическими знаниями, своей взволнованной влюбленностью в природу и искусство.
Ватагину было присвоено звание народного художника РСФСР (1964), он был лауреатом Государственной премии СССР (1952) и Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1968). В 1967 году Ватагина избрали действительным членом Академии художеств СССР.
Литература: В. А. Ватагин. Изображение животного. Записки анималиста. М., 1957.
Художественный календарь. Сто памятных дат. М., 1973.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ