390 лет голландскому художнику Виллему ван де Вельде

В 2023-м году исполняется 390 лет со дня рождения голландского художника Виллема ван де Вельде, как его называли в то время — Рафаэля морской живописи. Неизвестна дата рождения художника, но известна дата его крещения — 18-го декабря 1633-го года. К этой дате публикуем статью и жизни и творчестве знаменитого голландского художника. 

Михил ван Мюссер - портерт Ван де Вельде младшего в его студии
Михил ван Мюссер — портерт Ван де Вельде младшего в его студии

Один из лучших голландских мастеров морского пейзажа Виллем ван де Вельде младший происходил из рода художников. Начиная с последней четверти XVI века его предки занимались искусством, но специализацию мариниста он унаследовал непосредственно от своего отца, Виллема ван де Вельде старшего.

Старший Виллем был удивительный человек. Корабли были его страстью с детства. Всю жизнь он рисовал их пером в различную погоду и в разных положениях, на маневрах и во время сражения. В своих изображениях он стремился к документальной точности, проявляя в этом свои научные интересы не меньше, чем художественные. Голландское адмиралтейство, озабоченное расширением и усовершенствованием флота в связи с борьбой против Англии за морское господство, поняв, какую ценность представляют для него документальные зарисовки ван де Вельде, в 1661 году пригласило его на службу. В распоряжение художника был предоставлен специальный галиот, чтобы на море, рисуя суда флотилии, он мог каждый раз выбирать для себя наиболее удобную позицию. Свои обязанности ван де Вельде выполнял с замечательной пунктуальностью. Даже военные опасности, которым он вправе был себя не подвергать, не могли его остановить. Так, он принял участие в знаменитой «Четырехдневной битве» между голландским и английским флотами в июне 1666 года, и, стремясь возможно точней и подробней зарисовать корабли во время битвы, проявил бесстрашие, которому удивлялись военные. Впоследствии, когда отношения между враждующими странами несколько наладились, ван де Вельде перешел на службу в английское адмиралтейство. В Лондоне он и окончил свои дни.

Виллем ван де Вельде Младший - Голландский флагман становится на якорь близ побережья при свежем ветре
Виллем ван де Вельде Младший — Голландский флагман становится на якорь близ побережья при свежем ветре

Замечательно, что его старший сын, тоже Виллем, во многом повторил жизненный путь отца, который, по всей вероятности, был его первым учителем. Однако беспокойная жизнь Виллема старшего мешала его систематическим занятиям с сыном. Вот почему он передал его художественное образование в руки живописца Симона де Влигера.
Ван де Вельде младший развивался как живописец очень быстро. Свидетельством тому картина из Эрмитажа, датированная 1653 годом и обнаруживающая уже ту тонкую поэзию и совершенство исполнения, которым художник был верен до конца своих дней.

Это интересно:   500 лет со дня смерти немецкого художника Ганса Гольбейна Старшего

Морские пейзажи молодого ван де Вельде пользовались успехом, заказы поступали к нему в изобилии, и вскоре голландское адмиралтейство обратило на него свое внимание: он был приглашен к исполнению тех же обязанностей, что нес его отец. Вместе с ним он бесстрашно принял участие в «Четырехдневной битве» и появлялся повсюду, невзирая на огонь, чтобы зарисовать всевозможные маневры сражающихся кораблей.

Виллем ван де Вельде Младший - корабли в бурном море
Виллем ван де Вельде Младший — корабли в бурном море

После того как ван де Вельде старший отправился на службу в Англию, связи отца и сына отнюдь не прекратились, младший Виллем посылал отцу свои работы. Однажды их увидел английский король Карл II и был столь поражен художественными достоинствами этих произведений, что немедленно пожелал привлечь их автора к себе на службу. Сохранился приказ короля, датированный 16 февраля 1675 года, согласно которому обоим мастерам, отцу и сыну, назначалось одинаковое годовое содержание в 100 фунтов стерлингов. С этого времени Виллем младший также проживает в Англии и пользуется все возрастающим успехом при дворе и у аристократии. Несмотря на славу и расточаемые ему похвалы художник не терял благородной скромности. Но вместе с тем он относился к своим произведениям достаточно ревниво. Когда комиссары английского адмиралтейства с согласия короля хотели разрезать надвое одну из больших картин мастера, изображавшую встречу английской и французской флотилий, он немедленно забрал полотно домой и хранил его у себя вплоть до самой смерти английского монарха, одобрившего это варварское намерение.

Проживая постоянно в Англии, ван де Вельде младший неоднократно навещал родину. В один из таких приездов, в 1786 году, он написал самую большую из своих картин (свыше трех метров шириной и около двух высотой)— вид Амстердама вместе с его портом, судостроительными верфями и главными зданиями. В центре композиции он изобразил торговый корабль «Голландия», возвращающийся из плавания в Индию и приветствуемый моряками других судов, стоящих на якоре. Гордость за красоту и процветание родного города чувствуется в этом прекрасном произведении.

Виллем ван де Вельде Младший - спокойное море
Виллем ван де Вельде Младший — спокойное море

Вскоре художник вновь отправился в Англию, где король Яков II продлил ему выдачу ежегодной пенсии, назначенной его предшественником. Ван де Вельде опять приступил к своим обязанностям в английском адмиралтействе, проживая в Гринвиче и предаваясь занятиям своим искусством. В Гринвиче его и застигла смерть.

При сходных карьерах и одинаковой художественной специализации, отец и сын ван де Вельде обладали, однако, по-разному направленными дарованиями. Старшего можно определить как своего рода морского жанриста, предметом наблюдения которого были не люди, не моряки, а сами корабли. Перо в его руках подобно инструменту прозаика, неустанного сочинителя морских историй; в его почтенных занятиях чувствуются страсть и свежесть, сохраняется что-то от самозабвенной детской игры в кораблики. Младший Виллем, в отличие от отца, писал по преимуществу маслом. Это был поэт, для которого суда неотторжимы от многообразных и прекрасных образов моря и неба. Он изображал штиль и волнение, отливы и приливы, хмурые тучи и легкие облака, туман и ясную погоду. Как волшебник, он умел передать ощущение свежести ветра, влажности морского воздуха. Кажется непостижимым, как это можно сделать линиями и красками. Но эти картины природы у ван де Вельде немыслимы без кораблей. Его поэзия контрастна, двухполюсна, и ее образы складываются только в противопоставлении маленького плотного тела судна и безграничной зыбкой стихии моря и неба. Эти два полюса не могут существовать друг без друга. Они и дружественны, и враждебны одновременно. Стихия и суда вместе согласно отдыхают или пускаются в напряженное состязание. Можно было бы сказать, что морская природа одухотворена у ван де Вельде и корабль — фокус этого одухотворения. Создание человеческих рук, он с достоинством и отвагой плавает среди прекрасных, но грозных пространств.

Это интересно:   390 лет со дня смерти голландского художника Хендрика Аверкампа
Пушечный залп
Пушечный залп

Один из замечательных примеров творческих интересов ван де Вельде дает его картина «Пушечный залп» из амстердамского Рийксмузеума. Рассказывают, что однажды знаменитый голландский адмирал де Рюйтер, командовавший флотом, в частности и во время «Четырехдневной битвы», в угоду художнику, которого он высоко ценил, приказал дать залп из пушек адмиральского корабля. Виллему хотелось видеть эффект выстрела — не боевой, а чисто зрелищный, живописный. Неизвестно, послужил ли именно этот случай непосредственным поводом для создания картины, но она безусловно обладает поразительным сходством с ним. Полотно не изображает военных действий. Обстановка самая мирная: на море полный штиль, паруса флагмана эскадры беспомощно повисли. И вдруг — бум! — от левого борта адмиральского корабля отделяются упругие, как мяч, клубы дыма. Выстрел сотрясает атмосферу. Величественный флагман как бы заявляет задремавшим стихиям о преизбытке своих сил и наполняет жизнью морской покой.

Виллем ван де Вельде Младший - суда на рейде
Виллем ван де Вельде Младший — суда на рейде

Другая картина из амстердамского Рийксмузеума, «Волнующееся море с кораблями», дает еще один убедительный пример сложной, двойственной поэтики ван де Вельде. Здесь стихии ожили — море кипит волнами, и над ним низко несутся набухшие дождем тяжелые тучи. Но морскую поверхность в разных направлениях чертят, маневрируя, суда флотилии. Их много, так что они не выглядят затерянными в бескрайних просторах, но, наоборот, заявляют о своей власти над ними. Это обжитое море и составляет постоянную тему и очарование произведений ван де Вельде младшего.

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1983.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ