135 лет Мариэтте Шагинян

2-го апреля исполнятся 135 лет со дня рождения замечательной советской писательницы Мариэтты Сергеевны Шагинян (1888-1982). Этот очерк посвящен музыкальности Мариэтте Шагинян и музыке в ее жизни и творчестве. 

Мариэтта Шагинян
Мариэтта Шагинян

В детстве М. С. Шагинян играла на барабане в оркестре московского пансиона, и это, признается она позднее, привило ей «чувство важности работы в коллективе». А в гимназии училась игре на рояле. Потом — на скрипке. Однако начала усиливаться глухота, и тринадцатилетняя девочка должна была бросить занятия музыкой. Впрочем, занятия эти продолжались: концерты оставались для нее наслаждением, потребностью, нравственно-эстетической школой.

Она слышала С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, И. Гофмана, П. Казальса, дирижера А. Никиша. Но чаще всего — Рахманинова. На много лет связала с ним девушку большая дружба. Шагинян вступила, можно сказать, в борьбу за Рахманинова. В 1912 году она пишет статью против обвинения замечательного композитора в эклектизме; в письмах к Рахманинову она вселяет в него уверенность в собственных силах, благодарит его за высокое искусство, которое «возбуждает благородное и мужественное начало» в человеке, «помогает… бороться с хаосом, со стихийностью… направляет… на большие исторические свершения…».

«Кроме своих детей, музыки и цветов, — отвечал ей Рахманинов, — я люблю еще Вас, милая Re, и Ваши письма. Вас я люблю за то, что Вы умная, интересная и не крайняя (одно из необходимых условий, чтоб мне «понравиться»); а Ваши письма за то, что в них, везде и всюду, я нахожу к себе веру, надежду и любовь: тот бальзам, которым лечу свои раны. Хотя и с некоторой пока робостью и неуверенностью, — но Вы меня удивительно метко описываете и хорошо знаете. Откуда? Не устаю поражаться». И далее идет фраза, поразительная по откровенно высокой оценке и проницательности: «Отныне, говоря о себе, могу смело ссылаться на Вас и делать выноски из Ваших писем: авторитетность Ваша тут вне сомнений… Говорю серьезно!».

Это интересно:   К 215-летию Николая Васильевича Гоголя

Музыка прошла через всю жизнь Мариэтты Шагинян. И через все ее творчество. В одной из статей Шагинян пишет о ее величестве Музыке, о «самом организованном, самом бескорыстном наслаждении… дающем человеку, через слух, полноту его душевного состояния, насыщающего человека эмоцией…».

Мне кажется, и в публицистике Шагинян живет музыка. Она музыкальна публицистическая работа писательницы. Любая статья ее, очерк, исследование основаны на стройной композиции, отличаются слаженностью всех частей, имеют захватывающую увертюру, необходимую кульминацию, логический финал, а то и своеобразную концовку-резюме, коду. Логика в произведениях Шагинян — и в художественных и в публицистических — неоспорима. И ритмика — четкая внутренняя ритмика в каждом ее очерке, в каждой книге.

В работах о музыке, как и во всем творчестве, Шагинян тяготеет к многожанровости. Писательница предстает и как романист, и как очеркист, и как мемуарист, и как оригинальный критик-рецензент.

«Воскрешению из мертвых» Шагинян посвятила девять лет жизни и труда. Вот как характеризовал К. Зелинский новаторское произведение: «Это одна из самых удивительных книг, которые мне пришлось прочитать. Роман об исследовании. Это и дневник писателя, это и философское произведение, потому что читатель найдет в нем ответы на множество вопросов чисто философского порядка, о природе логики, культуры, музыки… Это книга путешествий, книга встреч… книга пейзажей и зарисовок, городов и стран… И восстановления образа Йозефа Мысливечка». Литературное «воскрешение из мертвых» чешского композитора XVIII века Й. Мысливечка явилось большим культурным событием. Творческий подвиг писательницы был отмечен высокой наградой — золотой медалью ЧССР.

Шагинян — крупный знаток музыки Д. Д. Шостаковича. Она неизменно писала почти о всех новых его произведениях. Она — автор обобщающей статьи о нем. Все эти работы, собранные вместе, — яркий и глубокий, резко антишаблонный творческий портрет великого композитора нашего времени.

Это интересно:   125 лет датскому писателю Каю Мунку

В центре интересов М. С. Шагинян как публициста всегда стояли и стоят важнейшие проблемы жизни — «время и человек», «время и культура», «нравственное и гуманитарное воспитание» и т. п. И, очевидно, поэтому творчество Дмитрия Шостаковича, проникнутое столь острым ощущением трагизма и оптимизма нашего времени, словно магнитом притягивает к себе писательницу. Свое ощущение, свое восприятие музыки Шостаковича она стремится передать не узкому кругу специалистов, а широкой массе слушателей, заинтересовать, вдохновить их искусством замечательного художника.

Музыка для Шагинян, как уже было сказано, не только наслаждение, но и потребность, нравственно-эстетическая школа. Эта школа нужна людям как воздух, как вода, как хлеб, — вот мысль, которую неустанно повторяет Мариэтта Шагинян.

К. Серебряков

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1977. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ