590 лет фламандскому художнику Гансу Мемлингу

В 2023-м году исполняется 590 лет со дня рождения фламандского художника немецкого происхождения Ганса Мемлинга (1433/35 — 1494). Этот очерк посвящен творчеству выдающегося фламандского живописца. 

Мученичество святой Урсулы
Мученичество святой Урсулы, 1489

Крайне противоречивая и насыщенная многими событиями историческая судьба Нидерландов была причиной очень быстрой, по сравнению с другими европейскими странами, исторической эволюции. Поэтому рубеж XV и XVI веков был для страны периодом очень сложным, когда в общественной и духовной жизни людей одновременно находили себе место необходимость переоценки многих культурных ценностей и жизненного уклада и, с другой стороны, приверженность старым средневековым традициям. «Проявления гордого, героического свободолюбия с беспрецедентными в своей дикости суевериями, бесстрашие—с паническим страхом перед будущим, жажда радостей земного бытия — с глубочайшим пессимизмом» —так писал об этом времени один историк. Общественная и частная, культурная и политическая жизнь свидетельствовала о новой грядущей эпохе, о наступающей первой в истории буржуазной революции.

Неудивительно, что на фоне этой исторической ситуации в нидерландском искусстве тоже наступил период стилистической разобщенности и неустойчивости. Уже не творили великие мастера Ян и Губерт ван Эйки, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус: золотой век ранней нидерландской живописи прошел. На смену им пришли новые художники, а с ними, естественно, и новые проблемы.

Среди работавших в это время мастеров двое олицетворяли своим творчеством наиболее крайние стилистические направления. Речь идет о Гансе Мемлинге и Иеронимусе Босхе. Они завершают собой эпоху становления нидерландской живописи. Один, Мемлинг, подводит итог завоеваниям своих предшественников, синтезируя их достижения. Другой, Босх, также не порывая со старой традицией, намечает новые пути развития искусства и открывает путь таким мастерам, как Ян Брейгель.

Точная дата рождения Мемлинга неизвестна. Родиной художника был небольшой городок Зелигенштадт близ Франкфурта-на-Май-не. Документальные сведения о поре ученичества Мемлинга отсутствуют, хотя, начиная еще с ранних биографов художника, принято считать, что он учился у Рогира ван дер Вейдена, живя некоторое время в Брюсселе. Действительно, почти во всех картинах Мемлинга чувствуется влияние его предполагаемого учителя. Пожалуй, именно Мемлинг был непосредственным преемником и наследником его традиций.

Творческий путь художника представляется очень целостным. С первой и до последней вещи его привлекают сходные художественные задачи. Однако если постараться наметить художественную эволюцию мастера, то прежде всего бросается в глаза нарастание в его искусстве ренессансных черт. Эти черты прямо заимствованы из итальянского искусства и представляют собой первые проявления романизма на нидерландской почве. С формальной же точки зрения, произведения мастера можно разбить на две группы: многофигурные композиции и портреты. Здесь проходит и четкая стилистическая граница — портреты более ренессансны, композиции более традиционны.

Портрет Барбары ван Влаенденберг
Портрет Барбары ван Влаенденберг

Совершенно в духе предшественников Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена создает Мемлинг так называемый триптих Донне (Богоматерь со святыми и донаторами) из Национальной галереи в Лондоне. Характерно использование самой формы произведения — триптиха, иконного складня, предназначенного- для домашней молитвы. Уже в этом— прочная связь с традициями ранних нидерландцев. Но этим далеко не исчерпывается стремление Мемлинга подражать своим предшественникам. Весь образный строй картины говорит о том, что художник не был простым подражателем и живо воспринял их идеи.

В триптихе Донне можно довольно четко проследить все заимствования Мемлинга. У Яна ван Эйка он берет общий тип композиции — расположение фигур, детали интерьера, пейзаж. Влияние же Рогира сказалось прежде всего в трактовке фигур, в жесткости их абриса, а также в некоторой холодности колорита. При всем этом Мемлинг вполне самостоятелен. Его картины цельны и оригинальны, а в живописном мастерстве художник может соперничать и со своими учителями.

В других произведениях, сходных по характеру с триптихом Донне (так называемый «Иоханнес триптих», 1475; «Поклонение королей», 1470, оба в музее Мемлинга, Брюгге; «Благовещение» из музея Метрополитен в Нью-Йорке, 1482), Мемлинг также стремится к соединению идеального и реального. Но мы не найдем философичности Яна ван Эйка или трагичности Рогира. У Мемлинга совершенно свое специфическое видение мира, и центром его внимания становится человек, его духовный мир.

 

Более свободен от традиционной связанности с ранними нидерландцами Мемлинг в своих «повествовательных» композициях. Таковы «Страшный суд» (до 1471, Гданьск, музей), «Семь радостей Марии» (ок. 1480, Мюнхен) и «Страсти Христовы» (ок. 1470, Турин). Если «Страшный суд» поражает прежде всего тем умением, с которым Мемлинг изображает обнаженное человеческое тело, то другие две картины—поистине сказочные изображения на евангельские темы.

Художник ведет подробное повествование, используя средневековый прием одновременного изображения нескольких сюжетных линий. Так, в «Страстях» он со всеми подробностями разворачивает перед зрителем историю мученичества Христа. Поражает не только композиционное умение художника, но и его фантазия. Отдельные небольшие сценки Мемлинг помещает в реальное пространство: он изображает город с фантастической архитектурой, среди которой и происходит все действие. Начиная со сцены «Входа в Иерусалим» мы прослеживаем все евангельские события: «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Взятие Христа под стражу», сцены поругания Христа и суда над ним, «Несение креста». Повествование движется слева направо и завершается несколькими событиями, происшедшими после распятия,— «Снятие со креста», «Сошествие во ад», «Погребение» и, наконец, «Воскресение».

Эти произведения Мемлинга заставляют вспомнить о франкофламандской миниатюре конца XIV века. Те же развитая повествовательность, многословность, утонченная поэтичность.

Портреты Мемлинга совершенно иного свойства. В них ощущается дыхание новой эпохи. Кажется, что его герои — совершенно не те люди, что были заказчиками его религиозных произведений и изображены на них. Кажется, что они отличаются не только внешностью, но и мыслями, чувствами, мировоззрением. На самом же деле это были те же заказчики из богатой бюргерской среды. И только кисть мастера делала их иными.

В Брюгге, где Мемлинг работал с 1465 года и стал городским художником, его считали и модным портретистом. Сохранилось более двадцати пяти портретов его работы (а было их создано значительно больше). Все они сделаны по одному типу: погрудное изображение в трехчетвертном повороте. Мемлинг меняет лишь окружение фигур. Это или нейтральный фон, или интерьер, а чаще всего — пейзаж. При этом фигура человека не теряется в окружении, а главенствует над ним.

Портрет неизвестного мужчины
Портрет неизвестного мужчины

Наиболее удаются Мемлингу мужские портреты. Одно из самых лучших портретных произведений мастера — портрет неизвестного мужчины из гаагского музея Маурицхейс. Главное внимание художника сосредоточено на лице. Холодные проницательные глаза, суровый взгляд, волевой подбородок — все это как бы типические черты делового целеустремленного человека. И в то же время это образ очень индивидуализированный. Видны не только характерные особенности лица, но и неповторимость внутреннего мира изображенного. Перед нами человек, сознающий свою собственную силу и ощущающий себя центром мира. Таким его увидел художник.

И все же, при всей своей установке на ренессансное мировоззрение, Мемлинг остается по сути представителем нидерландской традиции. В его искусстве находят живое отражение те удивительные простота и мудрость, которые были столь характерны для творчества ван Эйка и Рогира. Это именно та основа, на которой зиждется искусство Мемлинга.

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1983.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



Посмотрите ещё:

230 лет со дня рождения одного из самых известных австрийских художников Ф.Г. Вальдмюллера
К 115-летию со дня рождения советского художника-иллюстратора Сергея Кобуладзе
120 лет советскому художнику, участнику "Кукрыниксов" Михаилу Куприянову
125 лет советскому театральному художнику Виктору Шестакову
200 лет со дня смерти выдающегося русского художника Григория Угрюмова
115 лет со дня рождения украинской художницы Марии Примаченко
200 лет со дня рождения аргентинского художника Прилидьяно Пуэйредона
115 лет советскому скульптору-монументалисту Заиру Азгуру
175 лет американскому скульптору Огастесу Сент-Годену
170 лет со дня рождения шведского художника Карла Ларсона
115 лет со дня смерти польского художника Станислава Выспяньского
590 лет со дня рождения итальянского скульптора и художника Антонио дель Поллайоло
125 лет Государственному Русскому музею
130 лет со дня рождения советского художника Василия Яковлева
115 лет со дня рождения грузинского художника Иосифа Габашвили
290 лет русскому живописцу 18-го столетия Ивану Фирсову
415 лет со дня рождения фламандского художника Яна Эразма Квеллина
140 лет со дня рождения польского художника-графика Владислава Скочиляса
100 лет со дня смерти русского скульптора Александра Опекушина
265 лет русскому скульптору Ивану Прокофьеву
290 лет со дня рождения итальянского художника Алессандро Лонги
125 лет художнику-иллюстратору Аминадаву Каневскому
170 лет Винсенту Ван Гогу
120 лет со дня рождения советского скульптора Макса Гельмана