6-го марта исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося польского актера, режиссера, театрального деятеля и педагога Яна Кречмара (1908-1972). Жизни и творческой деятельности замечательного польского театрального деятеля посвящен настоящий очерк.
Ян Кречмар начал свою сценическую деятельность в 1929 г. С 1933 г. работал в Варшаве: играл в театре Польском, был директором театра Новы, с 1963 г. он в труппе театра Вспулчесны.
Любимый ученик и ближайший соратник Александра Зельверовича, актер многогранною таланта, Кречмар играл героические, драматические, характерные, комические роли. Среди лучших его созданий — Сид («Сид» Корнеля — Выспянского), Орест («Орестея» Эсхила), Чацкий, Арбенин, король Филипп («Дон Карлос» Шиллера), Директор («Два театра» Шанявского), Зонненбрух («Немцы» Кручковского).
Снимался в кино. Был выдающимся педагогом, воспитавшим несколько поколений польских актеров.
…Спокойный и мудрый актер, режиссер, педагог, общественный деятель и —добавлю — писатель, ибо в немногочисленных публикациях Кречмара, составивших два томика «Записных книжек актера», содержится яркий и точный рассказ о современном театре. Никогда не скажешь, что автору перевалило за шестьдесят — таким живым и юношеским интересом ко всему новому дышат его строки. . . В одной из последних статей он следующим образом изложил свое кредо: «Нам постоянно не хватает театра чисто академического… Академический театр необходим как точка отсчета. Я утверждаю, что в стране, в городе, где есть академический театр, поддерживающий и сохраняющий традицию, любые, даже самые смелые эксперименты не таят в себе опасности. Там же, где театра, основанного на лучших традициях, нет, эксперименты (без которых невозможен прогресс) могут привести к нежелательным явлениям в театральной жизни».
По воле судьбы Кречмар играл на академических сценах. Начав свой путь в Вильно, Познани и Львове, он затем прочно обосновался в варшавском царстве Арнольда Шифмана, в театре Польском.
В Варшаве Кречмар играл много и в разнообразном репертуаре, хотя больше всего его привлекала классика и в особенности поэтическая драма. Необходимо отметить, что романтический стих, не утрачивая в устах Кречмара глубины мысли и эмоционального накала, сохранял то, чем пренебрегали многие актеры: прелесть поэтической формы, красоту конструкции…
В работах Кречмара всегда было заметно стремление к идеальному воплощению целого, его роли отличались покоряющим, наводящим на мысль о совершенстве спокойствием. Таковы его наиболее запомнившиеся работы: Сид, Фантазий, Щенсны в «Горштынском» Чацкий в «Горе от ума»…
Многолетняя тяжелая болезнь, явившаяся причиной смерти Кречмара, не позволяла ему много работать. Однако актер не мирился с этим. Даже после ампутации ноги он блистательно выступил на сцене театра Класычны в роли Горштынского, показав образец великолепной романтической игры. А работа в фильме «Семейная жизнь»! Члены съемочной группы не находили слов для описания его невероятной, доходящей до педантизма добросовестности. Ни одной недоработанной сцены, ни одного несрепетированного диалога! Все задуманное должно быть реализовано в полной мере! Иной мысли актер не допускал. Так было в театре, так было в кино и в педагогической работе. За неделю до смерти, после третьего инфаркта, Кречмар еще составлял расписание своих поездок из реабилитационного центра в Высшую театральную школу, где он читал лекции. Он еще писал фельетоны для театра, но успел написать лишь первый — «Актер, или Человек действия». Какой глубокий символический смысл содержится в названии этой последней работы!
Из ст.: Filler W. Spokojny i madry. — Kultura 1792, № 37 (перевод Д. Гальпериной).
Театральный календарь на 1983 г. Л., 1982.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ