215 лет французскому художнику-карикатуристу Оноре Домье

26 февраля исполняется 215 лет со дня рождения Оноре Домье (1808 — 1879) — французскому художнику, признанному мастеру политической карикатуры 19-го века. Знаменитому французскому художнику посвящен настоящий очерк. 

Оноре Домье
Оноре Домье

Тридцатые годы XIX века во Франции — это годы июльской монархии, время торжества пришедшей к власти буржуазии, «царство денежных мешков», по выражению Маркса. Время это было трудным и сложным: накал революции 1830 года еще не остыл, реакционная политика короля Луи-Филиппа вызывала возмущение обманутого народа, борьба за республику одушевляла демократически настроенные слои населения. Вспышки народных волнений следовали одна за другой-восстание лионских ткачей, баррикады на улицах Парижа в 1832-м, заговор 1835-го, восстание 1834 года.

«Революцию сразу не оборвать, — писал Виктор Гюго, — она всегда неизбежно вздымается несколько раз, прежде чем ей прийти к состоянию спокойствия».

В эту кризисную эпоху, в эпоху мятежей, развилось творчество крупнейшего сатирика XIX века Оноре Домье. Оно неразрывно связано с социальной борьбой того времени.

Оноре-Викторьен Домье родился в Марселе в семье рабочего, которая вскоре перебралась в Париж. Ему пришлось рано начать зарабатывать на жизнь: он был рассыльным в суде, продавцом в книжном магазине. Одновременно он начинает учиться живописи, берет уроки, много рисует в Лувре и просто на улице. Париж был его настоящей школой — кипучая жизнь города, любопытные типы стали материалом его первых литографий.

Талант молодого рисовальщика привлек внимание Филипона — издателя журнала «Карикатюр», и вскоре Домье становится одним из ведущих художников этого оппозиционного журнала, посвященного исключительно политической карикатуре.

Литографии Домье (а в то время все газетные рисунки печатались в этой технике) пользовались большим успехом. Они были острыми и язвительными, более того — убийственными. Яростно, с темпераментом Микеланджело (с которым очень метко сравнил его Бальзак), Домье беспощадно обнажает самую суть июльской монархии — жестокость и лицемерие ее политики, коррупцию власть имущих, последовательное удушение демократии.

Луи-Филипп — главный объект его сатиры — предстает то в виде «скромного» буржуа с зонтиком под мышкой, то в виде палача, то в виде тюремного врача, с нетерпением ожидающего смерти узника — участника баррикадных боев.

Лучшие литографии Домье выпускались в виде отдельных листов — большого формата, на плотной бумаге — и выставлялись в витринах как своего рода политические плакаты. Они обладали огромной взрывной силой, их боялись — недаром за одну из первых своих карикатур («Гаргантюа») Домье был посажен на полгода в тюрьму.

Наиболее прославлены три больших листа 30-х годов — «Законодательное чрево», «Улица Транснонен» и «Свобода печати».

«Законодательное чрево» — это сатирическое изображение министерских скамей французского парламента. Домье нашел своеобразный способ работы над образами: каждый персонаж был сначала выполнен в скульптуре, затем в отдельных литографиях-портретах — и только потом все найденные образы были объединены в общую композицию. Художник удивительно точно передал характерные портретные черты их облика и в то же время сумел подчеркнуть тупость, животную жадность, хитрость. Собрание физических и нравственных уродов — таков буржуазный парламент в изображении Домье.

Столь сложный, многоступенчатый метод работы вообще-то не был характерным для творчества Домье. Как правило, он работал быстро, сразу, рисуя прямо на камне и опираясь на свою поразительную наблюдательность и зрительную память. Так, знаменитая литография «Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.» появилась непосредственно после трагического эпизода подавления народного восстания. Отряд правительственных войск ворвался в жилище рабочего и истребил всю семью, не щадя ни детей, ни стариков. Домье нарисовал то, что видел, и его литография не имеет себе равных по силе выражения, драматизму и страстности протеста. «Обагренная кровью страница современной истории, написанная могучей рукой и продиктованная благородным негодованием»— так назвал ее Филипон.

Диапазон политической графики Домье 30-х годов очень широк — от сатиры до трагедии и взволнованного революционного пафоса. Героическая фигура рабочего-печатника в литографии «Свобода печати» воспринимается как символ восставшего народа, поднявшегося на защиту своих прав. Журнал «Карикатюр» просуществовал недолго, Луи-Филипп умел расправляться со своими противниками: сентябрьские законы 1834 года запретили вообще всякую политическую сатиру.

Домье пришлось перейти к «сатире нравов» — бытовой карикатуре. Его литографии в газете «Ша-ривари» главным образом посвящены буржуа. С необыкновенным богатством фантазии, наблюдательностью, юмором — то добродушным, то язвительным — создает художник бесконечную галерею образов — лавочников, рантье, судейских чиновников. Домье исследует психологию буржуа, его привычки, его мысли, раскрывает его самодовольство и ограниченность.

Домье создал более трех тысяч литографий, множество ксилографий (в основном книжных иллюстраций) — и по праву считается одним из крупнейших мастеров мировой графики.

Его живопись менее известна, хотя в живописи он не менее велик, чем в графике. Домье занимался живописью для себя, мало кому показывал свои картины и не особенно рассчитывал на признание современников. Он далеко опередил свое время, и при жизни его живописное творчество ценили лишь немногие друзья — в том числе Коро. Единственная выставка картин Домье, устроенная их стараниями, состоялась тогда, когда больной полуослеп-ший художник уже не мог на ней присутствовать.

Живопись Домье поразительна по тонкости и свободе исполнения. Она глубока без подчеркнутой многозначительности и философична без рассудочности. Домье не занимали сложные сюжеты, его композиции просты и лаконичны — одна-две фигуры, головы крупным планом, силуэт на фоне темнеющего неба. Но эти головы — «Семья на баррикадах», силуэт — дрезденская «Прачка», фигуры — «Дон Кихот и Санчо Панса» — признанные шедевры мировой живописи, ее классика.

Кажется, что между живописью Домье и его графикой нет ничего общего. Домье-график — это борец, трибун, язвительный и беспощадный сатирик. Домье-живописец — мудрец и созерцатель, немного грустный и полный суровой доброты.

«Осада Парижа» (из этой серии «Потрясенная наследством»)
«Осада Парижа» (из этой серии «Потрясенная наследством»)

Должно быть, Домье чувствовал себя немного Дон Кихотом — недаром он с такой нежностью писал Рыцаря Печального Образа. Во всяком случае, он продолжал бороться, даже когда знал, что борьба безнадежна. Его последние литографии «Осада Парижа» (из этой серии «Потрясенная наследством») — трагическое свидетельство этой безнадежной борьбы.

Литература: Н. Калитина. Домье  М.,  1955

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1983.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ