490 лет со дня смерти выдающегося голландского художника Луки Лейденского

В феврале исполняется 490 лет со дня смерти знаменитого голландского художника Луки Лейденского (1494-1533). Выдающемуся мастеру живопись посвящен настоящий очерк. 

 

«Альбрехт Дюрер приезжал и к нам, в наши Нидерланды, где посещал своих товарищей по искусству и с одинаково большим удовольствием и удивлением смотрел как на искусные произведения, так и на самих мастеров, с которыми уже давно хотел познакомиться. Особенно это касалось Луки Лейденского, увидевши которого он так изумился, что у него пресекся голос и остановилось дыхание… но потом он сердечно его обнял… Эти два великих светила и украшения Германии и Нидерландов написали друг с друга портреты, и оба в одинаковой степени испытали наслаждение от их сердечнейшей беседы». Таким высоким слогом Карел ван Мандер описывает встречу двух знаменитых художников, встречу глубоко символическую, так как Лука был для нидерландского искусства фигурой не менее значительной, чем Дюрер — для немецкого.

По месту своего рождения Лука был назван Лейденским, хотя его настоящее имя — Гюйгенс Якобс. Всю свою жизнь он прожил в городе Лейдене, учился там у своего отца, художника Гуго Якобса, а позже — у известного мастера Корнелиса Энгельбрехтсена (около 1508 года).

Как складывалась жизнь художника — неизвестно. О творческой же биографии Луки мы можем судить по многим его сохранившимся произведениям, большинство из которых датировано самим мастером.

Первая его работа относится к 1508 году. Это гравюра «Магомет, убивающий в опьянении монаха». Она сделана четырнадцатилетним мальчиком, но сделана мастерски и поражает своим профессиональным умением. По это-ву поводу биограф Луки Лейденского сказал, что художник «был как бы уже рожден живописцем и гравером с кистью и резцом в руках».

Столь ранняя творческая зрелость даже заставила некоторых исследователей отнести дату рождения мастера несколькими годами раньше, хотя никаких документальных подтверждений этого не имеется.

Это интересно:   130 лет советскому мастеру декоративно-прикладного искусства Исидору Фрих-Хару

С самых ранних лет Лука Лейденский уделял основное внимание графическому искусству. Именно в нем отразились все разнообразие его творческих исканий, весь его художнический пафос.

Нетрадиционное отношение к иконографии, своеобразие технических приемов характерны уже для юношеского периода его творчества. В гравюрах на евангельские и ветхозаветные сюжеты Лука не только стремится создать единую сцену. Он удивительно точен в передаче реальности: видно, сколь важным он считает для себя следование натуре. В изображении человека он добивается и естественности, что для него не составляет особого труда, и психологической выразительности, достичь которой в то время удавалось не многим мастерам.

Большую роль в гравюрах художника играет в это время пейзаж. Лука не просто изображает отдельные его элементы в механическом соединении, а рисует целостный мир природы. С большим мастерством вплетает он в пейзажное окружение какую-нибудь жанровую сцену. Любовь к изображению подобных сцен появляется у него уже в 1510-е годы. Примером тому может служить прекрасная гравюра «Молочница». Ее отличает не только виртуозное графическое мастерство, хотя уже оно одно достойно высочайшей похвалы: тончайшая светотеневая моделировка, объемность, вещественность изображенного достигаются самыми скупыми средствами. В этом произведении Лука Лейденский открывает новые выразительные возможности гравюры и заявляет о себе как о новаторе графического искусства. Он обновляет гравюру путем соединения старых нидерландских традиций с самыми передовыми художественными приемами.

Второе десятилетие XVI века для Луки Лейденского — еще один шаг на пути усложнения художественного образа и композиций в гравюре. Однако мастер все меньше обращается к старонидерландским традициям, отдавая предпочтение тем новым веяниям, которые шли из Италии и порождали на нидерландской почве явления, подобные романизму.

Искусство его становится более классическим, но вместе с тем более сухим и академичным. Мастер увлекается изображениями мифологического и аллегорического характера, уделяет основное внимание передаче обнаженного тела. Идеализация становится для Луки Лейденского главной художественной проблемой, в то время как народные корни его искусства постепенно отмирают.

Это интересно:   540 лет великому итальянскому художнику Рафаэлю

Аналогичные процессы можно наблюдать и в живописных произведениях мастера. Его ранняя живопись создана уверенной и свободной рукой; кажется, что ею движет само вдохновение. С поистине хальсовской свободой Лука обращается с мазком. Краска ложится на холст легко и красиво. Он далеко обгоняет своих современников не только в технике письма. Психологизм и сила эмоционального выражения в его портретах предвосхищают великое портретное искусство следующего столетия. В своем «Автопортрете» (1574, Брауншвейг, музей), который кажется произведением XVII века, острота и характерность выражены, пожалуй, с наибольшей силой (фрагмент). Художник нисколько не приукрашивает себя и относится к своей внешности беспощадно. Бесформенность его лица еще больше оттеняет глубину и пронзительность взгляда, умного, насмешливого, не по возрасту (ему всего лишь двадцать лет) умудренного жизнью.

Лука Лейденский - Автопортрет
Лука Лейденский — Автопортрет

Более традиционным предстает Лука Лейденский в своих жанровых композициях, изображающих игроков в карты (ок. 1514, Солсбери, частное собрание) и шахматы (Берлин, государственные музеи). Особенность этих картин в том, что художник старается как можно больше разнообразить позы и ракурсы. Этим он добивается естественности изображенного. Если сравнить эти картины с жанровыми произведениями современников, то мы увидим, что и здесь Лука опережает всех. В его сценах больше движения, жизненности, непосредственности, одним словом, того, к чему стремились в то время все художники.

Одно из позднейших произведений мастера — триптих «Исцеление иерихонского слепца» (1531) из Государственного Эрмитажа. В этом произведении соединились монументальность замысла, мастерство исполнения и присущая почти всем итальянизирующим течениям академическая сухость. То, чего достиг здесь Лука Лейденский, — высочайшее мастерство композиции, превосходное цветовое решение — не может, однако, компенсировать значительных утрат. Картине явно не хватает свежести и свободы, которыми обладали ранние произведения мастера. Для рано умершего Луки Лейденского это было логическим завершением всего его творческого пути. Оно было обусловлено не только индивидуальными стремлениями художника, но духом эпохи, ее настроениями. Лука не мог не быть сыном своего времени, а время привело его в тупик подражательского искусства. Все же ранние произведения Луки Лейденского позволяют уловить симптомы великого расцвета национального гения в искусстве XVII столетия.

Это интересно:   340 лет со дня рождения французского художника Жан-Батиста Ванлоо

Литература: Н. Никулин. Лука Лейденский. Л.-М., 1961

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1983.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ