К 290-летию со дня рождения русского художника Ивана Фирсова

В этом году исполняется 290 лет со дня рождения одного из выдающихся русских художников 18-го столетия Ивана Фирсова (1733-1785). Жизни и творчеству русского художника посвящен этот небольшой очерк.

 

Иван Фирсов — одна из самых загадочных и привлекательных фигур в истории русского изобразительного искусства XVIII столетия. Он был, казалось, прочно забыт в XIX веке. Но в 1913 году в Третьяковской галерее реставраторы под руководством И. Грабаря, изучая красочный слой картины «Юный живописец», подписанной именем известного художника второй половины XVIII столетия Л. Лосенко, неожиданно обнаружили, что подпись эта подделана в более поздние времена. Под фальшивой удалось найти и подлинную подпись. Оказалось, что автором этого произведения, очень неожиданного по художественным задачам для своей эпохи, был Иван Фирсов.

Иван Фирсов - Юный живописец
Иван Фирсов — Юный живописец

Высокий художественный уровень картины «Юный живописец» * привлек к имени Фирсова внимание крупных специалистов. Но искусствоведы, едва начав изучение творчества мастера, столкнулись с рядом загадок. Главной была задача установить, тот ли самый художник, известный лишь дворцовыми декоративными живописными композициями, написал картину. Начались розыски, вводились в научный обиход все новые и новые документы. Установили дополнительные факты биографии мастера, их было немного. Только к началу 1960-х годов путем тщательного сравнительного анализа всех исторических данных, наконец-то, пришли искусствоведы к выводу, что столь непохожие работы написаны все-таки рукой одного мастера.

Сегодня нам известно, что Фирсов вышел из среды московского купечества. Четырнадцатилетним подростком он был определен для обучения к художникам-декораторам в Канцелярию от строений, ведавшую архитектурными и декоративными работами, и числился там до 1756 года, участвуя в исполнении больших декоративных полотен для дворцов и церквей, оформляя вместе с другими своими коллегами пышные празднества. Фирсов работал под руководством многих крупных мастеров декоративной живописи того времени, в том числе и известного итальянского художника-декоратора Валерьяни. С годами его, невидимому, все чаще и чаще привлекали к исполнению сложных театральных декораций. Имя Фирсова упоминается в связи с постановкой первой русской оперы «Альцеста» на текст Сумарокова в 1758 году; он участвовал в оформлении представлений в Ораниенбаумском дворце, а позже его имя мы встречаем в списках сотрудников Дирекции императорских театров. Одним словом, Фирсов становился весьма заметной фигурой в области декоративной живописи. Хранящийся в Русском музее натюрморт «Цветы и фрук ты» Фирсова, предназначенный украсить вход, исполнен умело, с точным учетом восприятия этого панно в интерьере, хотя по живописи несколько суховат и резок.

В начале 1765 года для усовершенствования в искусстве Фирсов был отправлен в Париж. Он посещал мастерскую Вьена, стремясь повысить свое мастерство в области декоративной живописи и в изображении натуры, пробовал писать эскизы на мифологические сюжеты, много рисовал.

Фирсов в Париже впервые открыл для себя искусство как область духовной жизни. В Париже или, может быть, сразу по возвращении в Россию (а он приехал на родину в конце 1768 года) и написал художник «для себя», вне заданий, «Юного живописца». В его картине привлекают простота и безы-скуссность, тонкость цветового решения, искренность, свежесть чувств. Пожалуй, это едва ли не первый образец бытовой жанровой живописи в России. Картина Фирсова исполнена не без влияния французской реалистической живописи, но это отнюдь не ученическая реплика, а творческая переработка уроков французского искусства. В ней передано непосредственное ощущение жизни.

Заграничное пенсионерство Фирсова почти не повлияло на его положение в художественном мире. Он по-прежнему вынужден был заниматься исключительно декоративной работой. По-видимому, его жизнь была полна всяких драматических переживаний и конфликтов. В 1784 году Фирсов тяжело заболел и попал в «смирительный дом». Его картина так и оставалась в мастерской, чуждая вкусам времени. Только с приходом в русское искусство Тропинина и Венецианова бытовая жанровая живопись была признана достойной сферой художественного творчества. Но картине Фирсова пришлось ждать «своего часа» еще почти целое столетие.

 

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1983.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ