275 лет со дня рождения русского художника Михаила Матвеевича Иванова

В 2023-м году отмечается 275 лет со дня рождения одного из талантливых русских живописцев второй половины 18-го и начала 19-го веков Михаила Иванову (1748-1823). Творчеству художника посвящен настоящий небольшой очерк. 

 

Как и большинство русских художников второй половины XVIII века Михаил Матвеевич Иванов происходил из «низшего» сословия. Отец его был солдатом лейб-гвардии Семеновского полка. Четырнадцати лет Михаил Иванов, вместе со своим младшим братом Архипом, поступил в Академию художеств. Он обучался в «лакирном» классе (роспись по лакам), затем занимался натюрмортной живописью в классе «живописи птиц, зверей, цветов и плодов». Для выпускной работы Иванов получил пейзажную программу. За написанную по этой программе картину «Оливковое дерево», которая соединяла в себе качества пейзажа и натюрморта и была написана по мотивам оды Ломоносова «На взятие Хотина», он получил в 1770 голу вторую золотую медаль и заграничную командировку.

Прибыв в Париж, Иванов определился к живописцу Ж.-Б Лепренсу. В его работах этого времени ощущается тяготение к жанру (об этом свидетельствует, например, картина «Доение коровы»). Через два с лишним года Академия направила молодого художника в Рим. Тут главенствующее место в его занятиях приобретает изучение пейзажной живописи. Иванов вернулся в Россию в 1779 году, кроме Италии, побывав еще в Испании и Швейцарии, где он совершенствовался как пейзажист.

В 1780 году Иванов в чине премьер-майора едет к наместнику южных губерний Потемкину. Его цель — в серии картин запечатлеть виды местностей, присоединенных в ту пору к России, или тех, за присоединение которых шла борьба. Он должен был стремиться к созданию пейзажей не декоративных, а точных, познавательно ценных, имеющих конкретное содержание. Именно в процессе этой работы совершалось становление творческой индивидуальности художника.

Михаил Иванов - Вид Бендер
Михаил Иванов — Вид Бендер

Иванов побывал на Украине, на Кавказе, в Крыму, в Бессарабии. Работая преимущественно в технике акварели (масляные картины его крайне малочисленны), он с необычайной для того времени верностью натуре запечатлевал чем-либо примечательные виды природы («Ненасытецкий порог на Днепре», 1780, «Вид трех церквей в Армении. Эчмиадзин», 1782, «Вид Инкермана», 1783, «Вид Бендер», 1790, «Вид Ясс», 1793 и другие). В 1784—1785 годах Иванов исполнил много зарисовок Новгорода, а также присоединенной к России в 1772 году части Белоруссии.

В ряде акварелей Иванов выступал продолжателем традиции рус-ких батальных изображений Петровской эпохи. С замечательной точностью изображал он места сражений (в 1787 году Россия снова воевала с Турцией) и сами сражения русской армии. Большой исторический интерес представляют мастерски выполненные им две большие акварели «Штурм Очакова» (1788).

К позднему периоду творчества Иванова (1790-е годы) относятся его пейзажи Царскосельского парка. В них художник не идеализирует природу, а запечатлевает ее естественную красоту, точностью, объективностью передачи всех ее особенностей утверждая ее самоценность.

В 1785 году Иванов получил звание академика, а в 1799 году его назначили советником Академии. В 1780 году художник возглавил класс батальной, а спустя несколько лет и класс ландшафтной живописи. Помимо этого, Иванов был хранителем рисунков Эрмитажа.

Первый русский художник, широко изучивший различные местности своей страны, много работавший с натуры, Иванов сыграл большую роль в воспитании плеяды русских пейзажистов. Одним из его учеников был Сильвестр Щедрин.

Литература: А. А. Федоров-Давыдов. Михаил Матвеевич Иванов. 1748— 1823. М , «Искусство», 1950.

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1973.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ