350 лет первой постановке великой комедии Жан-Батиста Мольера «Мнимый больной»

10 февраля исполняется 350 лет co дня первой постановки (1673) комедии Ж.-Б. Мольера «Мнимый больной». Этой знаменательной дате посвящен настоящий очерк. 

Жан-Батист Мольер
Жан-Батист Мольер

Премьера спектакля состоялась на сцене театра «Пале-Рояль», где в то время выступала труппа Мольера. Главную роль — Аргана исполнял сам автор комедии. Вместе с ним в спектакле участвовали А. Бежар, Лагранж и др.

«Мнимый больной» — последнее создание великого комедиографа. Через неделю после премьеры, 17 февраля 1673 года, Мольер с трудом доиграл очередное четвертое представление комедии, а в десять часов вечера его не стало.

Уже 300 лет «Мнимый больной» не сходит с театральных подмостков — не только Франции, но и всего мира. Счастливо сложилась судьба пьесы в России. Впервые на русском языке комедия Мольера была показана московской любительской труппой в 1765 году. В роли Аргана блистали знаменитые актеры Малого театра В. Живокини и О. Правдин. Знаменательным явлением стал спектакль Московского Художественного театра (1913), где роль Аргана великолепно играл К. С. Станиславский.

А. Бенуа. Эскизы костюмов для спектакля «Мнимый больной»
А. Бенуа. Эскизы костюмов для спектакля «Мнимый больной»

…Мольер гениально использовал в своей «лебединой песне» то наследие старого плебейского фарса, с которого он начал свою театрально-драматургическую работу.

«Мнимый больной» является действительно самой веселой, самой жизнерадостной из всех больших комедий Мольера. Почти невозможно поверить, что она написана измученным, больным, мрачно настроенным, стоящим одной ногой в могиле человеком. Не верится, что над высосанными из пальца недугами «мнимого больного» Аргана смеялся человек, болезнь которого была вполне реальной и — увы! — неизлечимой. Биографы Мольера, толковавшие о тайной грусти комедии, о скрытых в «Мнимом больном» трагических мотивах, о некоем «погребальном звоне», примешивающемся к бренчанию «карнавальных бубенчиков», совершали недопустимую натяжку. На суждения этих критиков повлияла заранее известная им трагическая история, разыгравшаяся на четвертом представлении «Мнимого больного».

Это интересно:   125 лет советскому театральному художнику Виктору Шестакову

На самом же деле в комедии нет ни одного грана ипохондрии и пессимизма. Пьеса заразительно весела, несмотря на исключительно тяжелое физическое и психическое состояние, в котором находился ее автор в пору ее написания…

А. Бенуа. Эскизы костюмов для спектакля «Мнимый больной»
А. Бенуа. Эскизы костюмов для спектакля «Мнимый больной»

Мольер с лихорадочной поспешностью подготовлял к постановке свою последнюю комедию. Он как бы боялся опоздать поставить и сыграть ее. Он отдал роли в «Мнимом больном» лучшим силам своей труппы. Себе он взял, конечно, роль Аргана, и его тяжелое болезненное состояние, его беспрестанный кашель, его осунувшееся лицо помогли ему необычайно реально, необычайно жизненно воплотить образ этого почти заморенного врачами человека. Однако играл Мольер роль Аргана в привычной для него манере острого сценического гротеска. Отзывы современников свидетельствуют, что на этот раз он был действительно неподражаем. Никогда, казалось зрителям премьеры, они не видели такого блеска комического искусства, как созерцая Мольера в роли «мнимого больного». И не меньше самой комедии удавалась Мольеру финальная шутовская сцена посвящения Аргана в доктора, столь подходившая к общему настроению карнавального веселья, охватившего всех зрителей премьеры…

Из кн.: С. Мокульский. Мольер (1622—1673). М., 1936.

О. Книппер-Чехова — Белина, М. Лилина — Туанетта. «Мни-мый больной». Московский Художественный театр
О. Книппер-Чехова — Белина, М. Лилина — Туанетта. «Мни-мый больной». Московский Художественный театр

Из книги Константина Сергеевича Станиславского «Работа актера над собой»

…Я играл Аргана в «Мнимом больном» Мольера. Вначале мы подошли к пьесе очень элементарно и определили ее сверхзадачу: «Хочу быть больным». Чем сильнее я пыжился быть им, чем лучше мне это удавалось, тем больше веселая комедия-сатира превращалась в трагедию болезни, в патологию.

Но скоро мы поняли ошибку и назвали сверхзадачу самодура словами: «Хочу, чтобы меня считали больным». При этом комическая сторона пьесы сразу зазвучала, создалась почва для эксплуатации глупца шарлатанами из медицинского мира, которых хотел осмеять Мольер в своей пьесе, и трагедия сразу превратилась в веселую комедию мещанства.

Это интересно:   125 лет советскому режиссеру и драматургу Борису Зону

 

Из кн.: К. С. Станиславский. Собр. соч. в 8-ми томах. Т. 2. М., 1954.

Лит.: Мольер. Поли. собр. соч. в 4-х томах. М., 1965—1966;

М. Булгаков. Жизнь господина де Мольера. М., 1962;

Г. Бояджиев. Мольер. М., 1967.

Театральный календарь на 1973 год. Л., 1972.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ