165 лет со дня рождения французского актера и режиссера Андре Антуана

31-го января исполняется 165 лет со дня рождения французского режиссера, актера и теоретика театра Андре Антуана (1858-1943). К этой дате публикуем очерк о замечательном деятеле французской культуры. 

С именем Андре Антуана связаны важные достижения не только французского, но и всего европейского театра конца XIX — начала XX в. Опираясь на эстетику натурализма, Антуан стремился преобразовать театральное искусство под знаком соответствия действительности. Организовав в 1887 г. Свободный театр— творческий организм нового типа, лишенный коммерческих установок,— Антуан впустил на сцену «вольный воздух реальной жизни» (Золя). Его реформы коснулись всех сторон сценического искусства: репертуара, формы и организации спектакля, актерского исполнения.

Наиболее полное выражение новая театральная эстетика получила в его постановках: «Власть тьмы» Толстого, «Привидения» Ибсена, «Нахлебник» Тургенева, «Ткачи» Гауптмана. В этих спектаклях Антуан сыграл и свои лучшие роли — Акима, Освальда, Кузовкина.

Андре Антуан
Андре Антуан

Свободный театр положил начало целому художественному движению, в результате которого возникли Свободный театр О. Брама в Берлине, Независимый театр в Лондоне, Свободный театр в Копенгагене.

Антуан руководил Свободным театром до 1894 г., в 1891 г. создал Театр Антуана, который просуществовал до 1906 г. Затем он директор театра Одеон. После первой мировой войны Антуан отошел от театральной практики и выступал только как критик.

…В чем заключалась сценическая реформа Антуана? Прежде всего Антуан стремился реформировать игру актеров в сторону простоты, полного отсутствия «наигрышей», «нажимов», игры «на публику» и прочих эффектов,— в сторону полной свободы актеров на сцене, так, чтобы в сознании актера зрительный зал не существовал вовсе…

Как режиссер Антуан ввел во французский театр, знавший до него главным образом «авторскую режиссуру», ряд приемов, в то время совершенно новых и шедших в направлении более полного приближения к действительности. В частности, под влиянием мейнингенцев, он реформирует постановку массовых сцен и сообщает им огромную жизненность и правдивость… Антуан сделал открытие первостепенного значения для будущности театра: он стал пользоваться декорацией, чтобы усилить атмосферу пьесы, он заставил даже аксессуары играть определенную роль, он потребовал от актера, чтобы его искусство заключалось не только в слове и жесте, но распространялось на молчание и на неподвижность. ..

Это интересно:   125 лет советскому театральному художнику Николаю Медовщикову

Из ст.: Мовшенсон А. Андре Антуан и его театральная судьба.— В кн.: Антуан А. Дневники директора театра. М.; Л., 1939.

Сцена из спектакля Свободного театра «Власть тьмы»
Сцена из спектакля Свободного театра «Власть тьмы»

Андре Антуан в роли Донна («Новый идол» Кюреля)

Антуан же поставил и другое чудо современного репертуара — «Новый идол» Кюреля. Он шел в первый раз в Театре Антуана в 1899 году… Там роль доктора Донна играл сам Антуан. С тех пор прошло семнадцать лет. И Донна еще стоит передо мной. Антуан загримировался несколько подходяще к лицу Шарко. Чуть-чуть облысевший лоб, сзади и сбоку локоны почти седых волос, лицо бритое, строгое, лицо монаха лабораторий. Плотно сжатые губы, повелительные жесты, повелительные взоры, страстно верующий в себя фанатик, большая душа, умеющая идти только по прямой линии. Вы вполне понимаете, что чудесное исцеление Антуанетты, заставившее его вдруг взглянуть на свои опыты, на свою гордость как на преступление, вынудило его сразу покатиться по другим рельсам. Такой человек неспособен лицемерить. Бунт чувства в нем могуч, и как раньше неприкосновенный еще разум царил деспотически, так теперь безоглядно сбросит его революция неясных, но бурных эмоций.

Вам понятно также, как, даже не разбираясь почему, он сам прививает себе рак, но, недоумевая перед силой какой-то неясной потребности в искуплении проступка, потребности иррациональной, он все еще горд, все еще чувствует, что его решения железны. Только когда маленькая Антуанетта так просто и легко «понимает» и принесение ее в жертву ради блага ближних и искупительное самопожертвование молодого врача,— он потрясен до основания. Только теперь он чувствует, что над точной наукой, словно купол небесный над куполом самого большого земного храма, возвышается «мирочувствование». Но Донна сохраняет остатки гордости. Теперь он уже знает, что наука, которую он считал за все, есть только часть. Он уже знает, что он бедное заблудившееся существо, которое ни о чем не может говорить с уверенностью: ни вне себя, ни даже в себе, но он не сдается просто вере, он не отказывается от науки, он ставит перед собою проблему нашего времени — объединять гармонично-точные, но конечные данные знания и потребность чувств в миросозерцании законченном… От Донна Антуана веяло трагедией во всей полноте этого понятия. Просто страшно было видеть ужас, сомнение, нежность на этом каменном лице самоуверенного жреца нового кумира.

Это интересно:   Вечер в доме актера к 70-летию Бориса Поюровского. 2003-й год.

Из кн.: Луначарский А. В. О театре и драматургии. T. 2. М., 1958.

Лит.: Антуан А. Дневники директора театра. М.; Л., 1939;

Гвоздев А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. М.; Л., 1939;

Марков П. В Художественном театре. М., 1976;

Гительман Л. Русская классика на французской сцене. Л.. 1978

Театральный календарь на 1983 г. Л., 1982.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ