90 лет Ереванскому театру оперы и балета

20-го января исполняется 90 лет со дня открытия Ереванского государственного академического театра оперы и балета им. А. А. Спендиарова (1933 г.). Этому событию и юбилейной дате посвящен настоящий очерк. 

 

История первого в Армении музыкального театра началась с постановки оперы Спендиарова «Алмаст». Очень скоро оперный коллектив стал национальной гордостью Армении. Огромная музыкальная культура армянского народа проявилась в создании собственного оперного репертуара («Ануш» Гиграняна, «На рассвете» Степаняна, «Аршак II» Чухаджяна), в исполнении лучших произведений русской и зарубежной классики. Блестящая плеяда певцов и музыкантов, таких, как народные артисты СССР Г. М. Гаспарян, А. Б. Даниэлян, П. Г. Лисициан, Т. Г. Сазандарян, принесла театру всесоюзное и мировое признание.

Сцена из спектакля Ереванского театра оперы и балета имени Спендиарова "Антуни"
Сцена из спектакля Ереванского театра оперы и балета имени Спендиарова «Антуни»

Балетная труппа появилась в театре в 1935 г. Ее первым спектаклем стал балет Чайковского «Лебединое, озеро». Становлению армянского хореографического искусства во многом способствовали балеты Хачатуряна. Первыми в стране ереванцы поставили «Царя Эдипа» Стравинского, «Сперабилис» Бартока, «Гамлета» Шостаковича. Ныне главный балетмейстер театра — народный артист Арм. ССР В. Ш. Галстян, главный дирижер — А. Г. Катанян.

О балете «Давид Сасунский».

…Музыку «Давида Сасунского» Э. Оганесян— один из даровитейших композиторов нынешней Армении — сочинял, имея большой опыт в жанре музыкально-сценическом: четыре его балета, поставленные на сцене Ереванского театра, были по достоинству высоко оценены критикой и зрителями…

Спектакль «Давид Сасунский» — первый пример тому.

В нем центр внимания — Вилен Галстян, либреттист— соавтор композитора, постановщик и исполнитель главной роли. Высокая виртуозная техника танцовщика, пронизанность пластики национальным колоритом, их соединение, отмеченное тонким вкусом и острым чувством драматургии целого,— все это мы осознаем в искусстве В. Галстяна потом, когда вспоминаем спектакль. А в момент, когда артист перед нами, мы в состоянии лишь наслаждаться его вдохновенным мастерством лепки образа значительного, многогранного. С уникальным пластическим совершенством объединяет Галстян в характере героя эпоса великое мужество и детскую наивность души, безудержную гневливость и способность широко, щедро прощать, размах духовных и физических сил и—беззащитность, даже иногда растерянность, перед коварной злобой и гибельной ложью… Все это Галстян передает своим великолепным танцем, передает и в балетном «речитативе», не опрощаясь до бытовой пантомимы, а символизируя все лучшее, что есть в Давиде Сасунском от породившего его народа.

Это интересно:   150 лет со дня рождения австрийского поэта, драматурга и театрального деятеля Гуго фон Гофмансталя

При всей своей артистической значительности солист В. Галстян — отнюдь не «премьер спектакля», не «любимчик публики». Вокруг него В. Галстян — постановщик — выстраивает Целую свиту единомышленников. Мы восхищаемся красотой души Хандут. Преклоняемся перед мудростью Армаган и готовностью ее исполнить свой долг — пусть и ценой собственной жизни. Благодаря точному замыслу постановщика мы даже в коварной Исмил-ха-тун видим те наиболее привлекательные черты ее облика, что помогли выжить сасунскому богатырю. И наоборот, зрители, вместе с Давидом, отвергают и презирают тех, кто мешал утвердиться сасунскому роду. И захватчика Мсра-Мелика, и его единоверцев, врагов Давида. Замечательный танцовщик Оганес Дива-нян (Мера-Мелик), необычайно музыкальные и пластически выразительные балерины Анна Марикян (Исмил-хатун) и Белла Овнанян (Чмшик-султан) — вот те дарования, на которые рассчитывает постановщик, рассказывая своим спектаклем о том, как трудно была завоевана победа Справедливости, Добра, Разума на древней армянской земле.

Из ст.: Добрынина Е. Четвертый раз в Москве,— Сов. музыка, 1977, № 2.

О балете «Гаянэ»

Сколько нам ни приходилось видеть разных прочтений чудесного произведения Арама Хачатуряна— нигде, до постановки, показанной в минувшем году ереванской балетной труппой, не было столь органического слияния всех, до единого, компонентов зрелища в столь совершенное художественное целое.
Вилен Галстян, и на сей раз выступив как балетмейстер и создатель новой сценической версии либретто, в «Гаянэ» с предельной ясностью обнаружил свои редкие качества руководителя большого танцевального коллектива.

Сцена из спектакля Ереванского театра оперы и балета имени Спендиарова "Гаянэ"
Сцена из спектакля Ереванского театра оперы и балета имени Спендиарова «Гаянэ»

В этой постановке ярки и самобытны характеры главных героев. В чем-то близок Давиду Сасунскому Армен: у В. Галстяна (он и танцует главную мужскую партию) это любящий и благородный юноша. И его любимая, Гаянэ,— девушка, наделенная чувством собственного достоинства и смело сопротивляющаяся низости даже в том случае, когда за это сопротивление можно поплатиться жизнью. И пылкий, находящийся целиком во власти старых традиций Гико, чья безответная любовь толкает его на похищение Гаянэ и чей бешеный, дикий нрав изменить не под силу, вероятно, никому. Но не только на трех главных персонажах, чьи взаимоотношения определяют драматургию спектакля в целом, сосредоточено внимание постановщика. Оно в не меньшей мере отдано остальным действующим лицам, которые вкупе, соединяясь в образ армянского народа, и создают ощущение правды на сцене…

Это интересно:   Всеволод Мейерхольд - 20-го июня 1939 года

Вилен Галстян имеет в своих руках хорошо обученный и профессионально выносливый кордебалет. Именно ему (и, в частности, мужской его части) и приходится нести на своих плечах основную нагрузку спектакля: выдумка постановщика в этих сценах неистощима!

В спектакле подкупает и рисунок сольных партий: Гаянэ, в характеристике которой подчеркнуто тонкое, под стать вдохновенной хачатуряновской музыке, лирико-психологическое наполнение образа; Армена и Гико, обрисованных контрастными хореографическими средствами… Кордебалету есть над чем потрудиться — постановщик насытил спектакль сложнейшими по рисунку массовыми сценами. Кульминацией этой линии спектакля становится прославленный «Танец с саблями». Это у балетмейстера не вставной номер, пляска джигитов. То веселятся на свадьбе Армена и Гаянэ друзья. А центр внимания — ликующие Гаянэ и Армен, ведь это их праздник…

Из ст.: Добрынина Е. Четвертый раз в Москве.— Сов. музыка, 1977, № 2.

Лит.: Барсамян А. «Алмаст» А. Спендиарова. М., 1959;

Тигранов Г. Балеты А. Хачатуряна. М., 1960;

Фахми Ф. Гармония стиля. — Театр, 1970, № 2.

Театральный календарь на 1983 г. Л., 1982.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ