125 лет датскому писателю Каю Мунку

13 января исполняется 125 лет со дня рождения датского писателя и драматурга Кая Мунка (1898-1944). Наш небольшой очерк посвящен датскому писателю и публикуется к этой памятной дате. 

 

Кай Мунк закончил теологический факультет Копенгагенского университета и до конца своей жизни был пастором. Но церковная деятельность не помешала Мунку стать известным писателем и драматургом, игравшим значительную роль в духовной и художественной жизни Дании первой половины XX века.

Творчество Мунка, как и его политические и философские взгляды, чрезвычайно противоречиво. В 1920-е годы Мунк увлекался реакционной идеей сильной личности, которая вправе использовать любые средства для достижения исторически оправданной цели. Эта антигуманистическая концепция, а также религиозные убеждения автора отразились на его философских драмах «Пилат». «Операция», «Идеалист», «Птица Феникс», «Кардинал и король». Наиболее значительна из них драма «Идеалист» о библейском царе Ироде, сложная и неоднозначная по своему содержанию.

Кай Мунк написал также ряд пьес о выдающихся деятелях датской культуры—об актрисе и режиссере Б. Нансен, о критике Г. Брандесе, о поэте Н. Грундтвиге, о драматурге И. Эвальде. В центре этих пьес — столкновение незаурядной личности с буржуазным обществом, враждебным творческому началу.

Во время оккупации Дании Кай Мунк стал в ряды антифашистов, принимал участие в движении Сопротивления. В эти годы он написал одно из лучших своих произведений — историческую драму «Нильс Эббесен». Пьеса о крестьянском восстании против немецких феодалов была открыто злободневна.

В 1944 году, после одной из своих пламенных проповедей, призывавших к борьбе с захватчиками, Кай Мунк был убит ворвавшимися к нему в дом фашистами.

Пьесы Мунка широко ставятся в театрах Дании, Швеции, Англии, Голландии, Швейцарии, ФРГ, США.

Это интересно:   115 лет марийскому драматургу и писателю Сергею Николаеву

…«Идеалист» — наиболее значительная пьеса Кая Мунка. Ее отличают метко очерченные характеры, чрезвычайная драматичность, неожиданные ситуации и эффекты, сочный, смелый, образный язык. Несмотря на отступления и длинноты, идея и композиция четкие. Проблематика драмы по сравнению с другими пьесами Мунка простая. Речь идет всего лишь о попытке одинокого, гениального, сильного человека отрицать бога и восторжествовать над ним; пьеса выдержала испытание временем и доказала свою ценность. В неудаче, постигшей пьесу в 1928 году, была повинна всецело копенгагенская критика, которая в свое оправдание может сослаться только на неудачные купюры и плохую постановку. Но главная причина отрицательного отношения к пьесе была, видимо, в том, что этот высокий стиль, необузданный пафос, сочетание чувствительности и полной бесчувственности попросту озадачили критиков и смысл пьесы не дошел до них.

В статье, опубликованной сразу после неудачного дебюта «Идеалиста», Кай Мунк изложил программу своей драматургии: «Дать новой эпохе свою драму, которая воспламенила бы восприимчивые молодые души. Время пустяков и эстетизма миновало. .. мы ударим сжатыми кулаками по всем крепким струнам многострунной арфы жизни, а в промежутках станем чутко вслушиваться…»

Кай Мунк
Кай Мунк

…Он был жизнелюбивым человеком, как и другие писатели межвоенного периода, он любил жизненность в большом и малом, в хорошем и плохом, в герое и человеке власти, а также и в таких простых людях, как ютландская крестьянка или копенгагенский посыльный.

Он мог восхвалять женщину, любовь самыми сильными и смелыми словами, но этот восторг перед жизнью он должен был подчинять своей теологии, вере в бога, своему «божественному призванию». Это противоречие лежит и в основе резких конфликтов его пьес, их постоянного динамизма и остроты ситуаций. Но оно также приводит и к антигуманным, отталкивающим выводам, а иногда к такой сложной постановке проблемы, что писателю не удается распутать ее в пределах одного театрального представления, а публике трудно уследить за его мыслью. Вероятно, будет правильно сказать, что публику захватывал больше драматизм, нежели мораль его пьес. Яркая жизнь на сцене, образы из плоти и крови, неожиданные ситуации, эффекты, острые и смелые реплики, потрясающие переходы от пафоса к комизму, от остроумия к наглости, доходящие даже до безвкусицы, — все это влекло публику к Каю Мунку…

Это интересно:   Екатерина Шульман о новом оксфордском издании У. Шекспира

 

Свен Меллер Кристенсен. Датская литература 1918—1952 годов. М., 1963.

Театральный календарь на 1973 год. Л., 1972.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ