365 лет французскому скульптору эпохи барокко Никола Кусту

9-го января исполняется 365 лет со дня рождения французского скульптора Никола Кусту (1658-1733). Знаменитому скульптору эпохи барокко посвящен этот очерк. 

 

Одной из главных туристических достопримечательностей Парижа является собор Дома Инвалидов, расположенный на левом берегу Сены, напротив Лувра. Сюда в 1840 году с острова св. Елены перенесли прах Наполеона. Здесь создана его пышная гробница.

Порой интерес к могиле великого императора затмевает в глазах посетителей впечатление о самом соборе — значительном памятнике французского классицизма, построенном великим зодчим Жюлем Ардуэном-Мансаром в 1693—1706 годах. Собор (говоря точнее, капелла в честь св. Людовика) представляет собой центрическое, квадратное в плане сооружение с огромным куполом, который служит доминантой всему ансамблю Дома Инвалидов, воздвигнутого по специальному эдикту короля Людовика XIV для ветеранов и инвалидов тех войн, которые велись во время его царствования. Собор Дома Инвалидов был щедро украшен скульптурой, которая, несмотря на некоторые утраты, сохранилась и являет достойный пример столь ярко выраженного во французском классицизме синтеза искусств. Скульптурная декорация Дома Инвалидов проводилась под руководством скульптора А. Куазевокса, большую роль в ее осуществлении играли его племянники братья Никола и Гийом Кусту. Аллегорические фигуры, группы и рельефы на фасадах собора и внутри него должны были выражать идею истинной веры в бога, подчеркивать божественность власти французских королей, незыблемость этой власти.
Работы над скульптурой собора Дома Инвалидов начались в 1690—1691 годах, после того, как создание ансамбля Версаля, в котором участвовали лучшие скульпторы Франции, было завершено. Опыт работы в Версале, умение создавать скульптуру, своими пропорциями и композицией гармонически связанную с окружающим пространством и архитектурой, способствовал единству и цельности архитектурно-пластического образа собора Дома Инвалидов.

Это интересно:   Хроника советской театральной жизни 90 лет назад (март 1933 года)

Одной из первых работ Никола Кусту для собора была огромная статуя «Святой Людовик». Легендарный король был представлен в условном античном одеянии, однако Кусту сделал попытку создать нечто вроде исторического портрета. Его мастерство раскрывалось в прекрасной обработке мрамора, в искусной трактовке драпировок.

Расположенные в полукружиях арок, на фронтонах и карнизах, скульптуры и рельефы Кусту своим построением были великолепно связаны с архитектурными членениями: фигуры были достаточно велики, чтобы не затеряться между огромными колоннами интерьера, рельеф достаточно акцентирован, чтобы выделяться на плоскости стен.

Эмблематика и аллегоричность были присущи скульптурным декорациям Кусту в той же мере, как и другим авторам. Но позы, которые он придавал всякого рода «крылатым гениям», ангелам и т. п., полны грации, в их сочетании с атрибутами проявляется фантазия мастера. Хотя скульптура Кусту носит декоративный характер, она сохраняет четкость рисунка, унаследованную от пластического формального языка, найденного в Версале.

Некоторая суховатость, рассудочность, отличающая образцы скульптуры французского классицизма, у Никола Кусту смягчалась за счет того, что в его памяти сохранялось воспоминание о динамичности и экзальтации скульптуры барокко. Это придавало эмоциональную окраску многим его скульптурам — суровость фигурам пророков, лирическую взволнованность музицирующим ангелам.

Работа над скульптурой собора Дома Инвалидов была важным этапом творчества Кусту, но не только благодаря ей он вошел в историю искусства. В молодости в течение трех лет он жил в Риме, где упорно копировал антики— статуи гладиатора, Геркулеса, Вакха. Торжественность и строгость античной пластики, достоверность римского портрета стали для Кусту не просто образцом для подражания, но естественно вошли в его собственную художественную программу, связанную с прославлением французского абсолютизма.

Никола Кусту - Людовик XV в образе Юпитера
Никола Кусту — Людовик XV в образе Юпитера

Он создает торжественные мраморные статуи — Людовика XV в образе Юпитера, Юлия Цезаря, маршала Вильяра.

Скульптурная группа «Сена и Марна», состоящая из аллегорических женских фигур, изображающих две реки Франции, была создана им для Версальского парка (ныне она находится в саду Тюильри в Париже). Кусту работал над украшением Лувра, дворца в Марли, он делал композиции на мифологические и религиозные сюжеты.

Это интересно:   190 лет со дня рождения русского художника Валерия Якоби

Сын лионского мастера гравюры, Кусту быстро и легко вошел в художественную среду Парижа. В тот период крупные мастера скульптуры еще сохраняли непосредственную связь с ремеслом. Это выражалось и в их работе над отделкой статуй, и в семейноцеховом выполнении заказов. Уже говорилось, что Никола Кусту работал в соборе Дома Инвалидов совместно с младшим братом и дядюшкой, придворным скульптором Куазевоксом. Обе его сестры были замужем тоже за скульпторами.

На парадном портрете работы живописца Никола Ларжильера Кусту предстает облаченным в парадное платье, в седом парике, в обстановке своего ателье, окруженный мраморными блоками, с молотком в руках, рядом его аллегорическая группа «Осень».

Признанием заслуг Кусту было назначение его в 1720 году ректором Королевской Академии художеств.

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1983.

Данный материал является некоммерческим и создан в информационных, научно-популярных и учебных целях

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ