140 лет со дня рождения советского и русского художника Павла Филонова

8-го января отмечается 140 лет со дня рождения русского и советского художника Павла Филонова (1883-1941). К этой дате публикуем очерк о художнике. 

 

Павел Николаевич Филонов родился в Москве. Мать его стирала, а отец разносил это белье по домам. С 6 лет Филонов начал свою трудовую жизнь: довелось ему полотенца вместе с сестрами вышивать и продавать их у Сухаревой башни, довелось и выступать в балаганах. Рисовать он начал очень рано. Копировал папиросные и конфетные обертки. Четырнадцатилетним подростком в Петербурге он поступил в живописно-малярные мастерские, а параллельно начал посещать вечерние классы Общества поощрения художеств. Ему страстно хотелось поступить в Академию, но он не выдержал экзамена. Тогда Филонов начал брать уроки живописи в частной мастерской художника Л. Е. Дмитриева-Кавказского.

Летом он ездил на этюды на лодке по Волге, ходил вместе с паломниками в Иерусалим и на Кавказ, делал копии икон, делал рекламные плакаты папирос, к которым сам же писал стихи. И все время Филонов занимался анатомией, рисовал. В Академию его приняли только как вольнослушателя на живописный факультет.

Во всех работах Филонова ощущалась редкостная настойчивость в попытках найти свой путь в искусстве.

В 1910 году Филонов вошел в состав «Союза молодежи». Он оказался в среде людей высокой культуры.

Увлеченный старым искусством, Филонов на полгода отправился в заграничное путешествие через Германию в Италию и Францию.

Деньги быстро кончились, и он бродил из города в город пешком, спал, где придется, перебивался случайной работой, например, придумывал рисунки для витражей в Лионе и литографии. Большое впечатление произвели на него великолепно исполненные драматические картины старых немецких мастеров и прежде всего Грюневальда, чьи работы отличает чувство монументальности и какой-то микеланджеловской мощи. Постепенно Филонов достигает сам высокого уровня мастерства и формулирует свои взгляды на искусство в манифесте «О сделанной картине».

Революция застает Филонова на румынском фронте. У него нет колебаний и сомнений: это — его революция. Авторитет Филонова среди солдат очень велик. Его избирают председателем Военнореволюционного комитета.

В 1920-е годы талант Филонова развертывается в полную силу. Он мечтал создать серию больших полотен о революционном времени, как бы цикл фресок, и подарить их пролетариату Петрограда. Начинается беспримерная удивительная работа. В ней причудливым и странным образом смещаются различные аспекты восприятия реального мира, реальное и фанатическое, здоровое и болезненное, порой мистическое. Но за всей сложностью и многоплановостью работы ощущается тяготение, со временем все более выкристаллизовывающееся к ясности и эпичности.

От отвлеченных пластических формул (1918—1919) и «Формулы петроградского пролетариата» (1920—1921), от переусложненной и субъективной пластической композиции он идет к простоте «Нарвских ворот». Его лозунгом было: «Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой вещи. Упорно и точно делай каждый атом… Позволь вещи развиваться из частных, до последней степени развитых, и тогда ты увидишь настоящее общее, которого и не ожидал».

У Филонова были преданные ученики. объединившиеся в «Школу аналитического искусства». Они вместе исполняли заказы для общественных зданий, оформили карельский эпос «Калевалу», разрабатывали коллективные методы работы и порой показывали свои произведения без подписей как картины школы.

Павел Филонов - Портрет Е. А. Серебряковой
Павел Филонов — Портрет Е. А. Серебряковой

Замечательно написаны и портреты Филонова, которые можно сопоставить с портретами старых мастеров («Портрет Е. А. Серебряковой» , 1922 и другие).

Филонов работал над каждой вещью долго и тщательно, добиваясь предельной законченности своего замысла. Его искусство многозначно и неоднородно, часто конечный результат противоречит первоначальной программе. Усложненность формы делала порой его произведения трудно доступными не только для широких кругов, но и для профессионалов. Поэтому вокруг его творчества разворачивались яростные споры.

Умер Филонов во время блокады Ленинграда.

Несколько лет назад в разных городах нашей страны прошли выставки работ Филонова, которые вызвали огромный интерес и споры. Творчество этого противоречивого мастера открыло нам новые грани в изобразительном искусстве послереволюционного времени.

Человек трудной судьбы, Филонов безгранично верил в Революцию и ее дело.

С. Исаков. Филонов. Л., 1930.

Художественный справочник. Сто памятных дат. М., 1973.

Посмотрите ещё:

190 лет белорусскому художнику Аполлинарию Горавскому
130 лет советскому художнику Николаю Ивановичу Пискареву
230 лет со дня рождения одного из самых известных австрийских художников Ф.Г. Вальдмюллера
130 лет со дня рождения русского советского художника Петра Староносова
165 лет со дня рождения немецкого художника Генриха Цилле
170 лет со дня рождения шведского художника Карла Ларсона
65 лет со дня смерти мексиканского художника Диего Риверы
65 лет со дня смерти советского художника Александра Волкова
290 лет со дня рождения российского художника 18-го столетия Карла Христинека
340 лет со дня смерти французского художника Клода Лоррена
140 лет со дня смерти французского художника Гюстава Доре
130 лет со дня рождения советского художника Александра Осмеркина
215 лет немецкому художнику Карлу Шпицвегу
120 лет советскому художнику Григорию Нисскому
175 лет великому русскому художнику Василию Сурикову
290 лет русскому живописцу 18-го столетия Ивану Фирсову
340 лет со дня смерти голландского художника Виллема ван Альста
К 190-летию Павла Михайловича Третьякова
200 лет со дня рождения аргентинского художника Прилидьяно Пуэйредона
К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова
130 лет советскому художнику Аркадию Пластову
415 лет со дня рождения фламандского художника Яна Эразма Квеллина
130 лет со дня рождения советского художника Василия Яковлева
125 лет советскому театральному художнику Николаю Медовщикову