125 лет советскому театральному художнику Николаю Медовщикову

7 января исполняется 125 лет советскому театральному художнику Николаю Николаевичу Медовщикову (1898 — 1987). К этой памятной дате публикуем небольшой очерк о художнике. 

 

Заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Николаевич Медовщиков — один из ведущих художников театральной периферии.

После окончания в 1922 году московской «Вольной академии», организованной А. Архиповым и П. Пархоменко, он работал в театрах Симферополя, Казани, Ташкента, Саратова, Горького. Ярославля, Волгограда. За пятьдесят лет творческой деятельности Медовщиков оформил более трехсот постановок на сценах шестнадцати театров страны. Большинство его работ связано с Ярославским драматическим театром им. Ф. Г. Волкова. Эскиз Медовщикова к спектаклю «Коварство и любовь» был отмечен наградой на Международной выставке в Брюсселе (1958).

…Свой принцип работы над образом спектакля Н. Н. Медовщиков характеризует так: «Задачи, пожалуй, у меня всегда одни и те же. .. Найти максимально верную атмосферу, свойственную только данной пьесе, сохранить характер автора, отбросить все лишнее, найти выразительную композицию и удобную планировку, найти верный цвет и тональные отношения и, что очень важно, — не допускать безвкусных вещей».

Когда просматриваешь один за другим эскизы Медовщикова к различным постановкам, ощущаешь во всех что-то общее, будь то суровый Эльсинорский замок, где томится Гамлет, ампирные комнаты в «Горе от ума», мощные стены крепости Кипра в «Отелло» или залитая солнцем Флоренция в «Хозяйке гостиницы». Это «общее» — какая-то особая, свойственная Медовщикову интонация, с которой он языком зрительных образов ведет вдумчивый, неторопливый разговор со зрителем, заставляя его внимательно вглядываться в детали обстановки, придирчиво и тщательно отобранные. «Отбросить все лишнее» — это крайне существенный для метода Медовщикова принцип. Среди известных нам декораций художника мы не знаем таких, где на первый план выступали бы поиски нарочито оригинальной, во что бы то ни стало «новой» формы спектакля. Медовщиков всегда идет не от внешнего к внутреннему, а от глубокого всестороннего анализа и осмысления «предлагаемых обстоятельств» пьесы к поискам ее внешнего образа, к решению изобразительной стороны спектакля. Сила Медовщикова как художника театра именно в его стремлении глубоко вжиться в атмосферу эпохи, характер пьесы, в умении акцентировать главное, придать действию соответствующее настроение. Чаще всего он использует традиционные формы «павильонного» или «пейзажного» объемно-живописного оформления. Но глубокое осмысление материала помогает художнику найти свой подход и свою трактовку в решении спектакля, добиться нового звучания, казалось бы, привычных форм декорации.

К большим удачам Н. Н. Медовщикова надо причислить оформление спектаклей «Дворянское гнездо», «Бесприданница», «Иванов», «Царь Федор Иоаннович», осуществленных на сцене Театра имени Ф. Г. Волкова в Ярославле. В произведениях русской классики наиболее полно раскрылось дарование Медовщикова, ибо он более всего художник русской темы.

Работая над Тургеневым, Островским или Чеховым, художник наполняет свои декорации большим лирическим чувством, сообщает им эмоциональную напряженность, подлинно живое образное звучание.

Николай Медовщиков - Эскиз декораций к спектаклю «Коварство и любовь»
Николай Медовщиков — Эскиз декораций к спектаклю «Коварство и любовь»

Декорация комнаты старого музыканта Лемма в спектакле «Дворянское гнездо» может служить примером образного решения сценического интерьера. В оформлении используется всего несколько деталей, но каждая из них так содержательна, так необходима в общей гармонии целого. Портальными сукнами художник отрезает все ненужное, показывая лишь один угол комнаты с роялем и балконной дверью. Голые стены, скромная этажерка с книгами, притулившаяся в углу, рояль — здесь проходит жизнь старого музыканта. На пустую стену падают тревожные тени, свет одинокой свечи, стоящей на рояле, борется со светом луны, щедро льющимся сквозь открытую настежь дверь, за которой на ветхую балюстраду маленького деревянного балкона свисают залитые сияньем ветви. Там, снаружи, — большой прекрасный мир, полный любви и радости, поэтическая красота теплой летней ночи. Художник с большим чувством меры и тактом передает бедность обстановки, в которой живет Лемм, нигде не нарушая общего поэтического строя картины, не внося в нее прозаических нот. Цветовые сочетания синих стен, полированной поверхности рояля, теплых бликов свечи на спинке стула красного дерева и холодного лунного света создают ощущение строгой красоты и гармонии, и «маленькая бедная комнатка» кажется «святилищем», как того и хотел Тургенев.

В пейзажных декорациях, так же как в интерьере, Медовщиков стремится не просто изобразить обстановку действия и дать актерам удобную планировку, но через настроение и детали декорации широко трактовать тему. В сцене свидания Лизы и Лаврецкого старый калитинский дом, освещенный луной, с темными проемами окон, близко подступившими к нему деревьями и густыми кустами затихшего ночью сада, кажется мирно спящим, как и его обитатели. Но что-то в его облике наводит на мысль о том, каким он будет, когда заглохнет жизнь в этом старом «дворянском гнезде» и оно опустеет навсегда…

Этот очерк был написан к 75-летию художника.

Из кн.: М. Н. Пожарская. Н. Н. Медовщиков. Л. 1960.

Театральный календарь на 1973 год. Л., 1972.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ