120 лет со дня рождения выдающегося грузинского дирижёра Шалвы Азмайпарашвили

7-го января исполняется 120 лет со дня рождения грузинского дирижера Шалвы Ильича Азмайпарашвили (1903-1957). К этой дате публикуем небольшой очерк о замечательном деятеле советской и грузинской музыкальной культуры. 

 

Деятельность видного грузинского дирижера, композитора Ш. И. Азмайпарашвили началась в 30-х годах, одновременно с деятельностью А. М. Баланчивадзе, Ш. М. Мшвелидзе, В. Р. Гокиели, Ш. М. Тактакишвили — будущих выдающихся представителей советской национальной композиторской школы.

Разностороннее музыкальное образование Азмайпарашвили получил в Тбилисской консерватории как исполнитель (по классу ударных инструментов), композитор (класс С. В. Бархударяна) и дирижер (класс М. М. Багриновского). В аспирантуре совершенствовался под руководством А. В. Гаука и Е. С. Микеладзе. С 1932 года Азмайпарашвили был дирижером Тбилисского академического театра оперы и балета имени З. Палиашвили, а с 1938 по 1954 год —главным дирижером того же театра. Пламенный патриот грузинской советской музыки, Азмайпарашвили руководил первыми постановками национальных опер. Среди них «Сказание о Тариэле» Мшвелидзе (по поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»), за которую постановочной группе театра во главе с дирижером была присуждена Государственная премия СССР (1947), «Депутат» Тактакишвили, «Родина» И. И. Туския.

Значительным событием в исполнительской биографии Азмайпарашвили стала успешно осуществленная им в 1938 году постановка оперы И. И. Дзержинского «Тихий Дон».
С 1943 по 1953 год Азмайпарашвили работал главным дирижером симфонического оркестра Грузинского радио, а с 1954 года — главным дирижером симфонического оркестра Грузии, постоянно выступал с концертами в Москве, Ленинграде и других городах СССР.

Исполняя русскую и зарубежную классику, он уделял огромное внимание пропаганде грузинской советской музыки, поиску новых сочинений талантливой творческой молодежи.

К ранним композиторским опытам Азмайпарашвили относятся песни «Пастушеская» и «Чонгурули», четырехчастная сюита для струнного квартета — один из первых образцов квартетного жанра в грузинской музыке, сочинение для симфонического оркестра и чтеца по одноименному стихотворению И. Чавчавадзе «Кварельским горам», «Колхозная сюита».

Это интересно:   95 лет со дня рождения румынского композитора Тибериу Олаха

Творческое достижение молодого композитора — симфоническая сюита «Картины старого Тбилиси» (1941). Произведение и сейчас привлекает острыми танцевальными ритмами, яркой образностью мелодики, богатством оркестровых красок. Из других сочинений крупной формы отметим симфонию (1945), оперу «Хевисбери Гоча», поставленную в 1951 году в Тбилисском театре оперы и балета, две музыкальные комедии — «Иные нынче времена» (1952) н «Желанный жених» (1957). Перу Азмайпарашвили принадлежат также пьесы для различных инструментов, романсы, детские песни и другие произведения.

Как дирижер, композитор и общественный деятель Ш. И. Азмайпарашвили внес большой вклад в развитие грузинской советской музыкальной культуры. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета республики, был награжден орденом Трудового Красного Знамени и двумя орденами «Знак Почета», удостоен звания заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР.

Т. Квирикадзе

Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. М., 1977. 

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ