64. Елена Борзова «Понять — значит сделать» (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА» 

ЮРИЙ МОРОЗ «ВХОД В «ЛАБИРИНТ»»… Читать ранее 

Читать далее…  МАРИНА ГОЛУБ «ПИСЬМО»

Елена Борзова «Понять — значит сделать»

(глазами учеников)

Первые его слова, произнесенные 1 сентября, врезались мне в память, как будто их вывели на скрижалях, вырубили в скале: «Учитесь каждому предмету одинаково ответственно, это все пригодится в вашей профессии». И я поверила безоговорочно. Училась яростно.

Впервые я увидела Виктора Карловича Монюкова за кулисами во время дипломных спектаклей выпускного курса. Как он говорил со студентами перед выходом на сцену, и как они играли! Для меня это было открытием. И именно из-за той творческой атмосферы я мечтала попасть только во МХАТ и только к Монюкову.

Он категорически запрещал нам сниматься. Распугивал всех посягавших на нас «киношников». И вот я оказалась «предателем» — согласилась на маленький эпизод в фильме по рассказу В.М. Шукшина. «Предательство» было неосознанным, снималась, потому что не умела быть категоричной, отказать. Упросила, чтобы в титрах фамилию не ставили. Имя Шукшина было тогда легендой, им зачитывались. Все студенты считали своим долгом посмотреть фильмы по Шукшину. Стало понятно, что Карлыч тоже вот-вот узнает. Пошла раскаиваться. Так волновалась, еле сдерживала слезы. От невероятного напряжения меня трясло: «Всё, сейчас выгонит». Стою, сознаюсь, плачу. Поглядел на меня Виктор Карлович и говорит: «Что ты так переживаешь,

успокойся. Знаешь, сколько у тебя в жизни будет горя, тяжелых моментов, а ты из-за ерунды переживаешь. Скажем, что тебе надо было подзаработать, и я разрешил». Тогда Школа-студия была все в моей жизни — я боялась ее потерять.

С первого знакомства Виктор Карлович не очень в меня поверил, на вступительных экзаменах не хотел ставить пятерку. И если бы не В.Я. Станицын, получив четверку, пошла бы во ВГИК. Потом все изменилось, установились доверительные, теплые отношения. Я принимала любую критику в свой адрес, понимая, что это необходимо как горькое лекарство. «Борзова, — строго говорил Виктор Карлович на репетициях, — тебе что, микрофон включить, опять для кино работаешь?» или «Что, «звездная» болезнь у вас?» (на вы говорил, когда сердился). «Если вы в этюде исполняете незначительную роль, можно сидеть с кислой миной?». В этот момент я сидела с раздувшейся от растяжения ногой, боясь сорвать этюд. Когда он узнал причину, немедленно отправил в медицинский кабинет МХАТа. Это был единственный раз, когда меня «носили на руках»: сама идти не могла.

Это интересно:   93. Хронограф (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Монюков был натурой романтической, увлекающейся. К Пушкину относился как к гениальному родственнику, с любовью и пиететом, изучая нюансы его жизни.

Очень любил Ленинград. Однажды, после ночного общекурсового гуляния по поводу сдачи экзамена по мастерству актера, вышли на Ленинградское шоссе… (нас было человек пять). Раннее безлюдное московское утро, открытие метро, никто не хотел расставаться, вдруг Виктор Карлович грустно говорит: «Ребята, а пошли пешком в Ленинград?». Он это так сказал, будто сам верил в возможность реализации своего предложения. Конечно, закончилось тем, что поехали от «Аэропорта» до «Динамо» и полдня сидели у меня дома. Родители были подняты «по тревоге» в 6 часов утра и даже не обиделись, а были рады такому визиту.

Помню, идут репетиции дипломных спектаклей… «Алеш, — это он ко мне так обращался, говорил почти нежно, боясь спугнуть зарождающуюся искренность, — не соглашайся сразу со своим желанием идти к нему (к любимому), иди через отказ, через “нет”». Или в «Горе от ума», видя за кулисами, как я жду выхода, и понимая, что я не так готовлюсь к сцене Софьи с Молчалиным, тихо подходит и как бы между прочим говорит: «Вспомни, что у тебя в жизни было, из-за чего ты могла бы так испугаться». Я лихорадочно вспоминаю, перебираю всю свою молодую жизнь и не нахожу. Какую еще колоссальную работу надо сотворить в душе своей, чтобы соединить целый комплекс актерских задач. «Понять — значит сделать», — говорил В.К. Монюков. Всю жизнь мы учимся понимать именно так.

Дипломные спектакли 1983 года следующий за нами выпуск Вик-

тора Карловича играл в филиале МХАТа, на улице Москвина. Придя на один из них, встретила грустного дорогого Мастера. Я никогда не видела его таким. Всегда энергичный, целеустремленный, азартный Виктор Карлович был охвачен тревогой и тоской. Спрашиваю, что случилось, а он говорит, что судьба дипломных спектаклей очень печальна — слишком короткая жизнь в сравнении с душевными затратами, вложенными в работу.

Это интересно:   70. Владимир Машков "За-ме-ча-тельный человек" (Воспоминания о Викторе Монюкове)

«Слишком короткая жизнь» — думаю, говорил он и о своей жизни. Ему не суждено было выпустить следующий курс и поставить еще один дипломный спектакль.

Многое можно вспомнить из нашего общения. Знаю только одно — всю жизнь я проверяю свои поступки его оценками: здесь бы он сказал так, тут поступил бы иначе.

Часто общаясь уже со своими студентами, говорю о моем любимом Мастере, стараюсь передать как можно живее его изумительные по точности и изяществу рассказы и внутренне радуюсь, что ниточка не прерывается.

Хочется, чтобы сохранялся дух, объединяющий нас одним понятием — Монюковское братство.

ЮРИЙ МОРОЗ «ВХОД В «ЛАБИРИНТ»»… Читать ранее 

Читать далее…  МАРИНА ГОЛУБ «ПИСЬМО»

Из книги:

НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.

Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Карловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.

Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.

Виктор Монюков - На то и память нам дана
Виктор Монюков — На то и память нам дана

Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ