47. Тамара Абросимова «Алгеброй гармонию поверить» (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА» 

НИКОЛАЙ ПЕНЬКОВ «В ГОСТЯХ У ПУШКИНА»… Читать ранее 

Читать далее…  ЛЮБОВЬ СТРИЖЕНОВА «ВЕЩИЙ СОН»

Тамара Абросимова «Алгеброй гармонию поверить»

(глазами учеников)

На приемных экзаменах на каждом туре, читая подготовленный материал, я выбирала именно его лицо, лицо заинтересованного человека.

Виктор Карлович Монюков всегда жаждал открытия. Он смотрел, как на диковинку, на каждого абитуриента, ничего не изображая, был весь внимание, а в глазах читалось: удиви меня, удиви!

Мы поступили в 1959 году, а в мае 1960-го был первый его день рождения, который отмечал наш курс. «Море разносит весть: 36 ему, 36» — написали мы Мэтру. Для нас — возраст солидный… А на самом деле это был молодой, неуемный, ищущий человек.

Если педагогику сравнивать с поэзией, то Виктор Карлович, конечно же, был поэтом педагогики. Сейчас, всматриваясь в то, что ему удавалось делать с нами, я понимаю, что каждый раз он осуществлял удивительную вещь — к четвертому курсу всегда формировался мини-театр, по крайней мере, ощущение театра, в который он верил. Каждый раз он говорил: «Как жалко расставаться, вы уже коллектив, вот вам бы сейчас театр создать». Но, понимая невозможность этого, расставался и снова шел на приемные экзамены. С радостью и надеждой набирал новый курс.

Как у педагога у Виктора Карловича была очень важная особенность: он стремился познакомить студентов с интересными людьми. С его подачи в Школу-студию приглашались многие. Например, свои программы читал Борис Моргунов, в Студии бывала Галина Уланова. Потом все эти встречи Виктор Карлович с нами обсуждал.

Самое потрясающее то, что он нам очень много рассказывал об актерах МХАТа, о своих впечатлениях, о старых спектаклях. Это была живая история Художественного театра. И всегда было нечто, связанное с профессией, с открытиями в ней, со сложными поворотами в жизни театра. Например, В.Я. Виленкин был настоящим поклонником В.И. Немировича-Данченко, высоко ценя его мнение, Виктор Карлович просил рассказать нам о чем-нибудь интересном. Теперь мы уже имеем материалы Комиссии по наследию К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Тогда, зная не понаслышке, Виталий Яковлевич погружал нас в природу непростых взаимоотношений Станиславского и Немировича.

Очень серьезно относился Виктор Карлович к развитию актера непосредственно в театре, особенно актрис. Обсуждал с нами, что значит для актрисы молодость, девичество, рождение ребенка, то есть это был не школярский, а очень взрослый разговор.

Высоко ставил слово «ремесло», говорил, что профессии, ремеслу надо учиться, что обучение актера — это не только формирование личности. Он очень любил зачеты по танцу, проводимые нашим педагогом О.В. Галушкевич. И вообще ходил на все зачеты своих студентов, говоря, что они помогают открывать для него новые грани, то есть он продолжал открывать нас. Ведь еще тогда, когда он набирал курс, все характеры, все лица уже «крутились» в его воображении.

Позже, будучи актрисой, я попала на семинарские занятия Виктора Карловича. Мы присутствовали на его постановке дипломного спектакля «Преступление и наказание» по Ф.М. Достоевскому. Здесь был повторен уже известный мне опыт — участие в студийном спектакле одного из педагогов курса, у нас это был В.О. Топорков, до нас — Е.Н. Морес. В данном случае маму Раскольникова играла Кира Николаевна Головко.

И снова мы с ним все обсуждали, снова делали упражнения, а он уличал нас в том, что мы недостаточно внимательны, недостаточно координированы, говорил, что примитивно работает воображение. Весь его тренинг проходили заново, и это было очень, очень интересно.

Недавно я ездила в Англию, где проводила тренинг со студентами в Бирмингеме, конечно же, по системе Монюкова. Что касается тренингов, не побоюсь сказать, но для меня в этом больше подлинного Станиславского, чем во многих научных книгах. То, как Виктор Карлович сумел алгеброй гармонию поверить, по-моему, бесценно.

Виктор Карлович просто обожал Ленинград. Знал этот город. С юных лет у него была потребность приехать сюда, чтобы навестить могилы родных и близких ему людей. Он знал все кладбища. По молодости меня это немного смущало. И только со временем я стала понимать высший смысл этой внутренней необходимости.

Виктор Карлович очень любил ходить по литературному городу. В один из его последних приездов в Ленинград мы обратились к Блоку. Побывали в музее…

— А теперь давайте пойдем на Галерную, — предложил он.

Обычный дом, ничего особенного. В нем когда-то жили Блок и Менделеева… Видим, что из дома выносят какие-то вещи, явно к Блоку отношения не имеющие. Старой женщине просто надо освободить свою квартиру… Выносят старинное, ломаное угловое кресло. Оно в очень плохом виде, торчит пружина. Вдруг Виктор Карлович говорит:

— Тамар, надо же взять это кресло!

— Виктор Карлович, как же мы потянем?!

И вот человек 50-ти лет, профессор с международной известностью, Виктор Карлович Монюков, берет это кресло на Галерной улице, водружает его на белую полотняную кепочку, которую последнее время носил, и идет с ним по самым центральным улицам города, мимо Исаакиевского, по Невскому…

Теперь это кресло у меня. Я привела его в порядок. Эта удивительная вещь «живет» в моем доме, куда бы я не переезжала.

И, возвращаясь к педагогике, в которую Виктор Карлович меня влюбил, к тому, как мы с Колей Рушковским приезжали и в Музее Станиславского, в Онегинском зале занимались, словно студенты первого курса, хочу сказать, это было великое счастье.

Я благодарна судьбе, что она подарила мне такое счастье.

НИКОЛАЙ ПЕНЬКОВ «В ГОСТЯХ У ПУШКИНА»… Читать ранее 

Читать далее…  ЛЮБОВЬ СТРИЖЕНОВА «ВЕЩИЙ СОН»

Из книги:

НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.

Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Карловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.

Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.

Виктор Монюков - На то и память нам дана
Виктор Монюков — На то и память нам дана

Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ