37. Генриетта Ромодина «Он формировал личность» (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА» 

КАРИНА ФИЛИППОВА «А ПОМНИШЬ?…»… Читать ранее 

Читать далее…  НИНА ВЕСЕЛОВСКАЯ «БЫТЬ ТВОРЦОМ»

Генриетта Ромодина «Он формировал личность»

(глазами учеников)

Кумиром на нашем курсе был В.К. Монюков. Получить от него похвалу было более чем трудным делом. У меня к Карлычу отношение особое. Дело в том, что я попала в театральный вуз со второго захода. После школы меня никуда не приняли, в том числе и в Школу-студию. С горя я поступила в Московский юридический институт. Училась хорошо и даже закончила его с отличием. По окончании решила попробовать еще раз попытать счастье, чтобы потом не казнить себя за неосуществление давней мечты.

И вдруг… мне повезло!

В Щукинском училище я попала к замечательной актрисе Мансуровой, и она меня взяла…

Но вмешался «господин великий случай». Идя по проезду Художественного театра мимо Школы-студии, я увидела объявление о «доборе на актерский факультет». Поднялась на второй этаж и узнала, что через пару минут в аудиторию, где шло прослушивание, должна зайти последняя группа абитуриентов. Меня включили в список, и, не успев передохнуть, я оказалась вместе со всеми в аудитории. За столом сидел красивый, молодой, обаятельный педагог, который шуткой снял со всех нас напряжение, и прослушивание началось.

Жду, когда дойдет очередь до меня, слушаю, как читают другие, и вдруг понимаю, что легкомысленно подготовилась — у всех репертуар серьезный, классический, а у меня Антоша Чехонте «Мошенники поневоле», рассказ скорее для актера, чем для актрисы, но что делать — отступать поздно, и я начала читать. Почувствовав, что педагог слушает меня с интересом, вдохновилась, но, увы… он меня остановил: «Достаточно, спасибо». Я поняла, все… не повезло! Поступающие вышли из аудитории, а через минуту в дверях появился тот самый педагог и, увидев меня, сказал: «Хорошо, что вы не успели уйти, давайте побеседуем».

Я честно призналась, что получила диплом юриста, что практически принята в Щукинское училище. Он ответил: «У вас есть выбор, но если вы хотите учиться актерскому мастерству, я бы посоветовал идти к нам в Школу-студию. Через два дня я должен показать директору Школы и руководителю курса тех, кого отобрал. Давайте решать после показа».

Через два дня я была объявлена студенткой Школы-студии. Так с легкой руки В.К. Монюкова началась моя жизнь в искусстве.

Многое сейчас стерлось из памяти. Но были события, которые оставили след в моей жизни, события, связанные с Карлычем. На первом курсе мастера предложили нам сделать самостоятельные этюды. Это задание мы восприняли с энтузиазмом. Репетировали, где только могли, даже на лестнице. Я с моим однокурсником решила сделать этюд из времен блокадного Ленинграда, «полный драматизма». Нам очень нравилось то, что мы задумали, однокурсники одобряли. Полные уверенности в себе, мы отправились на показ, после которого состоялся «разбор полетов». Когда дело дошло до нас, произошла «полная катастрофа». Монюков начисто не принял работу и был непреклонен.

Это интересно:   48. Любовь Стриженова "Вещий сон" (Воспоминания о Викторе Монюкове)

— Запомни раз и навсегда: это тебе делать противопоказано. Ты — актриса другого плана.

Тогда это было почти трагедией, но со временем я поняла, насколько он был прав.

Когда я уже работала во МХАТе, мне предложили ввестись на ответственную роль в спектакле текущего репертуара. Карлыч и слышать об этом не хотел. Он сказал, что если я возьмусь за эту роль (которая мне противопоказана!), на меня «наклеят» ярлык, и его будет очень трудно отмыть. Как же я ему благодарна!

На втором курсе Карлыч взял несколько отрывков из «Растеряевой улицы». Материал яркий, сочный. Я, к сожалению, не была занята. Но все приходили на репетиции и с удовольствием наблюдали за своими сокурсниками. Однажды я не пришла, а на следующий день студенты сообщили, что Карлыч будет делать еще один отрывок из «Растеряевой» и для меня в нем есть работа. Я расстроилась: «Из-за вчерашнего отсутствия мне работы этой не видать». Однако вечером на репетиции я все-таки появилась. Карлыч встретил меня приветливо:

— Хорошо, что ты пришла. Сегодня мы почитаем новый отрывок, а завтра тебя вызывают через расписание.

Он был очень увлечен этой работой, репетиции проходили интересно.

Работа удалась, и на экзамен мы шли уверенные в себе. В аудиторию, где он проходил, набилось много народу. Наш отрывок вызвал бурную реакцию, даже педагоги смеялись от души. Это передалось нам, исполнителям, и мы «поплыли», еле сдерживали смех. Полный успех! Довольные собой, все собрались в аудитории в ожидании результатов. Вдруг распахивается дверь, входит мрачный Карлыч:

— Вам всем следует поставить двойки по мастерству. Какое вы имеете право смеяться на сцене? Вы — артисты, запомните это навсегда!

Мы запомнили. Самодисциплина! Сколько раз я вспоминала этот урок! Он многому нас научил, именно научил. И как это пригодилось в жизни!

Карлыч был не преподавателем актерского мастерства, а Учителем. Он учил трудному, очень сложному искусству. Он формировал в нас личность.

Вспоминаются наши с ним походы по Москве, по арбатским переулкам, по Замоскворечью. Сколько интересного мы услышали от него о старой Москве! У нас на курсе училось много ленинградцев. Для них эти прогулки были своего рода открытием, так же, как для нас, москвичей, стали открытием его рассказы о Ленинграде.

Помню, Карлыч вернулся из Чехословакии. Как интересно он рассказывал о старой Праге! Впоследствии, когда я приехала в этот город, мне показалось, что я уже бывала здесь: Градчаны, Смихов, Карлов мост, маленькие кафе на старинных улочках… Все это пригодилось в работе над пьесой П. Когоута «Дом, где мы родились», где мне посчастливилось играть роль Павлы.

Это интересно:   46. Николай Пеньков "В гостях у Пушкина" (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Студенческие годы пронеслись стремительно. Мы не успели оглянуться, как пришло время для дипломных спектаклей. Работу над одним из самых удачных мы начали еще на третьем курсе: пьеса А.Штейна «Гостиница “Астория”». В то время она с успехом шла в театре Охлопкова. На третьем курсе мы сыграли первый акт, и нашим руководством было решено продолжить работу. Эту первую дипломную работу мы играли на сцене филиала МХАТа по понедельникам (выходным дням театра). Спектакль имел большой успех. Карлыч был чрезвычайно увлечен, все работали с энтузиазмом. Мне досталась очень сложная роль Линды, «загадочной личности».

Поначалу, скажем прямо, не все клеилось. Карлыч просто перестал, как казалось, меня замечать. Я была на грани отчаяния, вдруг, на одной из репетиций, он говорит, обращаясь ко мне: «Ну вот теперь ты ухватила правильный тон». С этого момента началась упорная работа. Я считаю, что эта роль была и его удачей. Он дал мне возможность самой найти смысл, а потом уже подхватил и повел. Линда сыграла большую роль в моей творческой жизни, и это — успех Карлыча.

Работа была одобрена не только зрителями, но и прессой, и замечательными режиссерами Г.А. Товстоноговым, Н.П. Охлопковым, которые побывали на нашем спектакле.

Однажды на спектакль «Гостиница “Астория”» пришел руководитель Театра имени М.Н. Ермоловой Л.В. Варпаховский. Он недавно был назначен главным режиссером, и ему нужна была молодежь. Он предложил семерым или восьмерым студентам прийти к нему в театр, разумеется, вместе с В.К. Монюковым. Предполагался молодежный спектакль.

К сожалению, эта идея провалилась «по техническим причинам» (Министерство культуры не давало столько ставок). А жаль, очень жаль!

Но, думаю, идея создать на базе курса театр уже тогда запала Карлычу. Позже она воплотилась в создании Нового театра.

Нужно сказать, Карлыч был против того, чтобы я шла во МХАТ, куда меня распределили после окончания Студии. У нас с ним состоялся очень тяжелый, трудный разговор. Я не вняла советам. Понятно, для молодой актрисы приглашение во МХАТ лестно, но, не скрою, бывали времена, когда я сожалела, что не послушала Монюкова.

Однажды мне предложили преподавать актерское мастерство в Хореографическом училище Большого театра. Идея меня увлекла. Карлыч одобрил и дал несколько дельных советов по методике преподавания. Нужно сказать, что я частенько ловила себя на том, что работаю со студентами по методу своего Учителя. Даже ругала их, как он. А однажды Виктор Карлович предложил мне придти работать

к нему в Школу-студию. К великому моему сожалению, по разным причинам этому не суждено было случиться.

На сцене МХАТа В.К. Монюков успешно поставил несколько спектаклей. Наиболее удачно уже упомянутый «Дом, где мы родились». И здесь его умение видеть актеров проявилось очень ярко. Спектакль играли два состава, и все, абсолютно все, играли хорошо, настолько точно были распределены роли. Он занял артистов разных поколений: В.Я. Станицын, И.П. Гошева, В.Н. Муравьев, К.Н. Головко, В.А. Дементьева, Ю.Л. Леонидов, В.С. Давыдов, Е.Н. Ханаева, М.В. Анастасьева и мы, молодежь. Спектакль стал для нас родным домом.

Это интересно:   «Провинциальные анекдоты» — в Иркутск и обратно

Думаю, театр много потерял, не сохранив в своем составе такого замечательного режиссера, как В.К. Монюков.

Последняя наша встреча так и не состоялась: мы решили собраться как раз накануне его поездки в Киев. Карлыч позвонил и попросил перенести, предложив встретиться по возвращении.

Но… увы…

КАРИНА ФИЛИППОВА «А ПОМНИШЬ?…»… Читать ранее 

Читать далее…  НИНА ВЕСЕЛОВСКАЯ «БЫТЬ ТВОРЦОМ»

Из книги:

НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.

Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Карловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.

Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.

Виктор Монюков - На то и память нам дана
Виктор Монюков — На то и память нам дана

Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ