Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ОЛЕГ АНОФРИЕВ «ФРАНКЕ БЫЛО ВСЕ-ТАКИ БОЛЬШЕ»… Читать ранее
Читать далее… НИНА ГУЛЯЕВА «В ЖИЗНИ БЫВАЕТ ВСЯКОЕ…»
Лев Дуров «Триумвират»
(глазами учеников)
К нашему счастью, у нас на курсе преподавали совершенно разные педагоги: Сергей Капитонович Блинников, Георгий Авдеевич Герасимов и Виктор Карлович Монюков.
Сергей Капитонович был постановщик. Как режиссеры работают в театре, так и он работал на курсе. Георгий Авдеевич, просто говоря, выбивал из нас жлобство, так как многие ребята, и я в том числе, пришли наполовину из Дома пионеров, а наполовину с голубятни. А если говорить о воспитании, о школе, которая была и которая, к сожалению, сейчас стала совсем другой, имя Виктора Карловича Монюкова возникает как одно из самых знаковых среди педагогов того времени.
Сейчас, когда из 170 ребят, которые ежегодно заканчивают московские театральные вузы, мы смотрим и берем в театр только троих, мне хочется сказать, как в армии: «годен, но необучен». Приходят годные, но необученные. А мы были обучены. И обучены всесторонне.
Виктор Карлович являл собою олицетворение интеллигентности. Он никогда не повышал голос, никогда не позволял себе какого-то менторского тона, а всегда разговаривал как с друзьями, но так, что и ты сам постепенно начинал говорить тем языком, который сейчас, увы, утерян, настоящим русским языком. И в отрывках, которые он с нами делал, тоже вел борьбу за нашу общую культуру, добиваясь того, чтобы мы стали не просто актерами, а культурными людьми.
Виктор Карлович прививал нам серьезное и в то же время нежное, любовное отношение к театру. Он очень любил проводить собеседования. Вот так просто, после репетиции, затевал какой-нибудь разговор, как бы ни о чем, переводил его затем в беседу о живописи, о музыке, которые прекрасно знал.
Такие лица сейчас встречаются.редко. Лицо истинного интеллигента. И эта интеллигентность сочеталась у Виктора Карловича с невероятной трудоспособностью.
Триумвират наших педагогов породил в нас синтез настоящей любви к театру и работоспособности. Мы работали как проклятые, прятались под сценой Школы-студии МХАТа, чтобы нас не выгнали. И, когда пожарный запирал двери, мы вылезали все в пыли и начинали репетировать до утра, а утром опять прятались и вылезали как ни в чем не бывало.
Виктор Карлович блестяще владел речью, а это тоже особый предмет. Мы все очень волновались и боялись, когда он сидел на экзаменах по речи, других не очень боялись, понимали, что они или не обратят внимание, или простят, а он все заметит и потом очень тактично сделает такое замечание, что ты покраснеешь и подумаешь: «Действительно, я совершенно не умею говорить по-русски».
Вот такое счастье выпало нам. У нас были разные педагоги. Был такой Монюков, который свою часть в педагогике держал очень сильно. И это была его часть, хотя между собой они никогда не соревновались, не было никакого антагонизма. Все относились друг к другу с огромным уважением. Я не помню, чтобы педагоги полемизировали между собой. Они всегда работали дружно. А когда предстояла сдача сложного экзамена по мастерству актера и надо было немножечко «схимичить» по другим предметам, наши педагоги подходили, например, к профессору С.С.Мокульскому, преподававшему историю зарубежного театра и литературы, с такой просьбой.
Стефан Стефанович говорил:
— Хорошо… Хорошо, я постараюсь что-нибудь сделать.
Раздавал заранее вопросы, потом, как ни странно, жутко волновался, больше, чем мы, боялся перепутать, кому какой он дал вопрос:
— Студент Дуров… (Монюков сидит тут же, шея вытягивается.) Студент Дуров… Вас не затруднит вопрос… «Периоды творчества Шекспира»?..
— Не затруднит.
— Уф, — выдыхали он и Монюков: Попал!..
У всех преподавателей между собой существовал большой творческий сговор. Наверное, потому и была тогда Школа МХАТа очень сильная. В то время, приходя в Студию, я говорил:
— Здорово, Тань. Здорово, Олег. Здорово, Жень. Здорово, второй Олег.
А Таня была Доронина, а Женя был Евстигнеев, а Олег были Табаков, Борисов и Басилашвили, Игоряша был Кваша. Со мною на курсе учились Губанов, Зимин, Леня Харитонов. Огромная плеяда выпускников тех лет являлась, пожалуй, предпоследней из сильных курсов. Не стесняясь говорю это. И здесь большая заслуга наших педагогов — Блинникова, Герасимова, Монюкова.
Думаю, каждый, кто стал актером, всегда вспоминал именно эти фамилии, потому что каждый из них сделал свое дело, вложил свою душу. Это люди другой культуры. Они были подлинные аристократы. Аристократы исчезли, появились разночинцы — это мы, нам на смену идет ПТУ.
ОЛЕГ АНОФРИЕВ «ФРАНКЕ БЫЛО ВСЕ-ТАКИ БОЛЬШЕ»… Читать ранее
Читать далее… НИНА ГУЛЯЕВА «В ЖИЗНИ БЫВАЕТ ВСЯКОЕ…»
Из книги:
НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.
Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Карловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.
Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.
Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.
Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ