25. Хайнц Шлаге «Открытия на грани потрясений» (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА» 

ПАВЕЛ КОГОУТ «ПРАГА — МОСКВА»… Читать ранее 

Читать далее…  ЛЕОН РАЙНЕР «ТЕПЛО ДУШИ»

Хайнц Шлаге «Открытия на грани потрясений»

(глазами родных, близких, коллег)

В 1968 году по нашей просьбе Виктор Монюков приехал на запланированные дни Русского театра в Германии в Городской театр Саарбрюккена. В то время, в силу своего образования, я сотрудничал с театром и с русскими театрами, в частности. Занимаясь поиском корней евро­пейского театра, был знаком с системой Станиславского. Виктор Монюков являлся ярким представителем Школы-студии МХАТа и выразителем системы Станиславского. А еще для меня было малень­кой радостью, что он приехал без сопровождения «комиссара», как мы ожидали и как это было принято в те времена. Ведь в 1968 году еще сохранялся «железный занавес».

Встреча с Виктором Карловичем стала решающей для нас. Вместо враждебности он привез из Советского Союза приветливость, откры­тость, сердечность, непредвзятость, что передалось и нам по отноше­нию к нему. Наши коллеги из ГДР были сильно идеологизированы, так что найти с ними контакт казалось проблематично. Но Виктор Монюков явился выразителем лучших черт характера истинного мо­сквича. Мы вели откровенные диалоги. У нас было много разговоров на тему войны, геройства и человечности.

Во время работы над спектаклем «Ленинградский романс» по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» на сцене нашего теат­ра я увидел, как великолепно, тонко и достойно ставил эту историю времен войны Виктор Монюков. На репетициях царила приятная, открытая, дружеская атмосфера. Исполнитель роли Марата, Леон Райнер, носил военную форму и парик с коротко остриженными во­лосами. Для меня это было просто шоком. Я прошел войну до Киева, мне пришлось стрелять в русских солдат. Я целился в них, держал на мушке. А сейчас вынужден был смотреть на немецкого актера в военной форме русского солдата не как на врага, а как на человека, которого понимаю. Именно это тонкое переосмысление сумел пере­дать в «Ленинградском романсе» Монюков. Это и стало моим первым большим, сильным впечатлением от его работы.

Вторым оказалась наша совместная организация вечера лири­ки. Большой удачей было то, что при его подготовке нам помогала славистка, которая знала творчество Маяковского, Пушкина и Лер­монтова. Она также подсказала имена подходящих переводчиков. На этом вечере Виктор декламировал стихи на русском и немецком. В сравнении с актером, который читал стихи на немецком языке, Монюков делал это значительно живее. Таким образом, он открылся еще одной гранью своего таланта.

Прощание с Виктором Монюковым давалось с трудом. Я попытал­ся разыскать его снова.

В 1970 году меня пригласили в высшую школу Ганновера в качестве профессора. Вместе со всем актерским факультетом из 26 студентов и 3 доцентов я поехал в Москву и Санкт-Петербург, тогда Ленинград. В плане визита у нас стояли Школа-студия, Училище имени Б.Щукина, Малый театр. Это было в 1972-м. Попытка дозво­ниться до Виктора Монюкова не увенчалась успехом, и только через 11 лет мне удалось присутствовать на одной из его репетиций в Школе-студии.

Это были совсем иные впечатления. Теперь уже я познакомился со строгим педагогом, владеющим стройной системой Станиславского. Он точно и дисциплинированно проводил репетиции, обладая талан­том вести молодых актеров к цели, быстро тренировал их память и умение перевоплощаться, великолепно продемонстрировав это в течение двух часов. Я в очередной раз был потрясен.

Через несколько лет со студентами института мы снова оказались в Москве. Настоящей болью для меня стало сообщение о неожиданной кончине Виктора Монюкова…

Перевод с немецкого Е.В.Беловой

ПАВЕЛ КОГОУТ «ПРАГА — МОСКВА»… Читать ранее 

Читать далее…  ЛЕОН РАЙНЕР «ТЕПЛО ДУШИ»

Из книги:

НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.

Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Варловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.

Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.

Виктор Монюков - На то и память нам дана
Виктор Монюков — На то и память нам дана

Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»

Посмотрите ещё:

К 95-летию Виктора Карловича Монюкова
32. Игорь Кваша "Благодарю" (Воспоминания о Викторе Монюкове)
Большая премьера - третья версия "Чехов. Проект" - "Люди, львы, орлы и куропатки"
УНТИЛОВСК - о спектакле Московского нового драматического театра (статья)
Возвращение к истокам. Монюков Виктор Карлович
Четыре пьесы Чехова в одном спектакле (Евразия. Культурно) - сюжет на ТВ МИР
75 лет Александру Абрамовичу Курскому
Вечер памяти Бориса Львова-Анохина - 30 марта 2012 г. (к 90-летию со дня рождения)
Века луны - спектакль от 24.10.2018 г.
65. Марина Голуб "Письмо" (Воспоминания о Викторе Монюкове)
Лев Дуров - «Песня кулаков (Вырождаемся как класс)»
Вечер памяти Виктора Карловича Монюкова - 1999-й год (видео)
"Старожилы Унтиловска" - статья о спектакле Нового театра в Советской России (12 июля 1983 г.)
Виктор Монюков читает стихотворение А. Фета "Первый ландыш"
Анастасия Минцковская - «Сама себе завидую»
Юбилей Александра Курского - 16.04.2017 г. (полное видео)
Александр Курский о "Чехов. Проект" в Новом театре