В Московском Новом драматическом театре можно увидеть спектакль по замечательному произведению Ивана Сергеевича Тургенева «Месяц в деревне», премьера которого состоялась 19 и 20 декабря 2015 года. Немногие знают, что помимо прозы и поэзии Тургенев самозабвенно занимался и драматургией, создав поистине прекрасные пьесы, о которых сегодня хочется поговорить.
Нередко приходится слышать фразу «искусство проверяется временем». Очень точные, меткие слова, что говорится, «в самое яблочко». Но ведь и само время являет собой явление не только «необычно длинное», но и весьма сложное. В этом, скорее всего, не раз убеждался настоящий классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев. Драматургия составляет особую и существенную часть творческого наследия И. С. Тургенева. Его пьесы смелым шагом вошли в золотой фонд русского классического репертуара и без преувеличения сумели завоевать признание деятелей и теоретиков международного театра. Эти драгоценные произведения вызывали и до сих пор вызывают нескончаемые споры о сценичности пьес Ивана Сергеевича, споры, порожденные глубокой оригинальностью художественных принципов его драматургии. Но несмотря ни на что, тургеневская драматургия, его особенный подход к театру оказали заметное влияние на развитие русской драматической литературы и театра.
Что характерно, Тургенев отдал дань театру в самом начале творческого пути, отчего все его пьесы датируются, как написанные до 1852-го года. И это несмотря на то, что театр со всеми связанными с ним литературными жанрами, такими, как оперные либретто, театральная критика, диалоги, предназначенные для концертного исполнения, а также драматургия, живо интересовали Тургенева на протяжении всей его жизни. Какие они, пьесы Ивана Тургенева. «Нахлебник» — истинный водевиль, перешагнувший грань трагедии, хоть и названный автором комедией; «Холостяк» — комедия, готовая вот-вот обернуться трагедией, показывающая самые потаенные уголки социального устройства жизни; «Завтрак у предводителя» — истинная помещичья среда, со своими особенными нравами и бытом, где крепостничество так бессловесно и беспомощно; «Месяц в деревне» — странная, местами даже непонятная, но такая подлинная реальная жизнь, казалось бы, не особенно примечательных людей… Также можно упомянуть пьесы «Где тонко, там и рвется», «Неосторожность», «Вечер в Сорренте», «Разговор на большой дороге» и другие.
Первая пьеса, написанная Тургеневым, называется «Неосторожность» и является своеобразной пародией на современные для него романтические драмы с их пристрастием к сверхбурным страстям, к поистине испанским сюжетам. Пьеса «Безденежье» — проба в жанре комедии, сделанная не без влияния «Ревизора». Истинная гоголевская традиция отчетливо просвечивает и в некоторых других произведениях Тургенева, в том числе, и в пьесе «Нахлебник». В 1850-м году Иван Сергеевич создает главное свое драматическое произведение — пятиактную комедию «Месяц в деревне», где круг интересовавших писателя проблем, как и его эстетическая программа, выразились наиболее полно.
Все эти бессмертные творения великого автора с удовольствием читают и смотрят не только наши соотечественники, но также и за рубежом. Удивительно… Робкий неофит, сознававший незрелость своих литературных опытов в конце 1830-х годов, в конце следующего десятилетия Тургенев был уже одним из выдающихся писателей, автором, произведений которые воспринимались как события в художественной и умственной жизни общества. В эти годы великого классика очень тревожило положение русского театра, на долю которого выпало немало трудностей: к тому времени уже не было Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, а некоторые их бессмертные произведения и вовсе находились под запретом, в то время как оставшиеся появлялись на сцене очень редко. Однако, в это трудное для искусства время было очень велико влияние на современный театр творчества Гоголя.
Талантливый человек талантлив во всем, как метко эти слова характеризуют Ивана Тургенева. Его замечательное произведение «Месяц в деревне» можно увидеть в действии в Московском Новом драматическом.
ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ