Настоящий ZAPAD (Юлия Спиридонова)

Есть спектакли, которые западают в сердце. Видимо, есть в них что-то твоё, родное, что не объяснить словами. К таким спектаклям относится у меня «Настоящий ZAPAD» Нового драматического театра. Поставила его в далёком 2005 году Наркас Искандарова, режиссёр недавно пришедшая тогда в Новый театр в качестве постановщика. Поставила свежо, драйвово, талантливо! Спектакль всего на 4 персонажа, двое из которых второстепенны. Главные роли играли тогда Михаил Калиничев и Никита Алфёров. К сожалению, тот спектакль я не видела, но судя по фото, играли артисты на все 100%. Сколько энергии на их лицах, в их позах.

Через несколько лет спектакль сняли. Но, к счастью, возобновили в 2015 году. Теперь место покинувшего Новый драматический Алфёрова занял один из ведущих артистов — Евгений Рубин.

Спектакль на двоих. Две судьбы, два мира, два мировоззрения. Ли (Михаил Калиничев) бродяга, хулиган, воришка, проведший часть жизни скитаясь по пустыне. Слушаешь его монологи и думаешь, верить ли ему? Или сейчас он договорит и рассмеётся в лицо брату — и зрителю заодно — мол, здорово я тебя разыграл? Однако, при всей его безалаберности таится в нём нечто мощное, нечто целостное, называемое стержнем. Жизнь помотала его, но умеет поймать попутный ветер. Он знает, как выпутаться из неприятностей. Он — единица, не ноль. Изрядно потрепав себя в пустыне Ли приходит в дом своей матери, которая в данный момент в отъезде, и встречает там своего младшего брата Остина. Вроде бы благополучного, вроде бы талантливого, вроде бы счастливого. Вроде бы… Однако, довольно скоро и ему, и нам, зрителям, становится ясно, чего не хватает Остину, чтобы тягаться с братом: того самого стержня, той внутренней целостности. Он живёт, казалось бы, правильно, наверняка как хотела мама. Но, вопрос, а он сам этим доволен? Он сам так мечтал жить? Его мир оказывается настолько хрупок, что приезд Ли в момент разбивает его как хрустальную вазу. То, что зыбко утратить очень легко, был бы катализатор.

Во многих рецензиях и описаниях пишут, что братья в итоге меняются местами. Я бы так не сказала. Никакими местами они не меняются, все остаются при своём. Ли просто обретает цель — написать сценарий. Он не становится от этого тихим семьянином и чистюлей, не перестаёт попадать в переделки или пить от заката до рассвета. Остин «слетает с катушек», но не понимает, что ему с этим теперь делать. Как зыбко было его «счастье», так сейчас зыбок его новый мир. Он по-прежнему как слепой щенок тычется носом наугад. Конечно же не станет он как Ли воровать телевизоры, или бродить по пустыне с собакой: кишка тонка.

История это и простая и глубокая одновременно. Кто готов заглянуть глубже будет вознаграждён; кто хочет просто посмотреть зрелище — тоже в накладе не останется. Истрия тяжёлая, но не без юмора; грустная, но не беспросветная. Что ждёт братьев в будущем — остаётся гадать. Друзьями будут вряд ли, но возможно поймут друг друга чуть лучше.

Стоит упомянуть, что пьеса экранизировалась в формате телеспектакля. Как минимум 3 раза. Задействованы были в разных постановках Джон Малкович и Брюс Уиллис, оба в роли Ли. Кстати, с Уиллисом поставлено очень достойно! Он там замечательно играет. Остальные, что я видела — так себе. Но бесспорный лидер — это, конечно, у нас в Театре. Кстати, за что люблю наш Театр, так это за то, что здесь всё аутентично: если нужно курить — будут курить; нужно жечь бумагу или разбивать клюшкой для гольфа печатную машинку — и это не проблема. В постановках Нового драматического нет игры — только сама жизнь, просто на сцене, для публики, а не в бетонных коробках домов, вдали от чужих глаз. Приходите посмотреть.

Юлия Спиридонова

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ