NASHTEATR.com – культурно-просветительское издание о Московском Новом драматическом театре и истории Нового театра. Наше издание рассказывает о разных аспектах деятельности и жизни Нового театра и других театров России и мира, истории театра.
5-го ноября на телеканале «Культура» в 19-45 была показана программа «Главная роль», посвященная Художественному руководителю Московского Нового драматического театра Вячеславу Васильевичу Долгачеву. Эта программа небольшая — всего 15 минут. Но, тем не менее Вячеславу Васильевичу удалось рассказать и о театре, и о своей работе в США. Ниже мы приводим ее текст, специально расшифрованный для читателей сайта и зрителей театра.
Юлиан Макаров: Приветствую вас, друзья! Сегодня в «Главной роли» художественный руководитель Московского Нового Драматического театра, заслуженный деятель искусств, Вячеслав Долгачёв. Очень рад Вас видеть! Вячеслав Васильевич, здравствуйте!
Вячеслав Долгачев: Здравствуйте!
Ю.М.: И с юбилеем!
В.Д.: Спасибо!
Ю.М.: И Вас, и Новый Драматический Театр, смело штурмующий 40-й, юбилейный год. Хотя… это даже не много, вы же даже и слоган такой сообразили — «Всегда новый», «Наш театр всегда новый».
В.Д.: У нас есть ещё один слоган: «Далёкое, но близкое».
Ю.М.: Вот я Вас сейчас и спрошу про далёкое и близкое. На определённых этапах жизни ничто так не стимулирует и не развивает, как неуспех, а на определённых — ничто так не помогает, как удача и успех. Если касаться этих двух категорий, когда был неуспех, который очень помог, и успех, который помог ещё больше?
В.Д.: Что касается неуспеха, то это вещь очень субъективная, очень нутряная. И ты, оценивая результат работы, вряд ли можешь быть всегда абсолютно удовлетворён, несмотря на приём зрителей, критики. Пожалуй, хотя это совсем не та категория, о который вы спрашиваете, неуспех – это отсутствие работы, это неуспех в профессии: когда ее мало и когда ее нет.
Ю.М.: Нет, нам это неинтересно. Мы говорим о том неуспехе, когда внутренне тебе кажется, что ты сделал что-то не так и с годами происходит переоценка.
В.Д.: Я думаю, это с каждой работой происходит. В каждой работе есть что-то, что тебе не удалось сделать абсолютно и до конца, и это обязательно переходит в новую работу. Какие-то нерешенные для тебя профессиональные проблемы. Они тебя мучают, пока ты именно это в какой-то следующей работе не решишь. В этом смысле у меня очень долго зрел — практически всю мою профессиональную жизнь – Беккет, «В ожидании Годо». Это название, которое было со мной всегда. И практически все работы, в которых что-то не доделывалось, не осуществлялось, я осознавал, что это то, что меня манит, и что сложнее всего сделать в «Годо». И это помогло мне сделать спектакль.
Ю.М.: Из последних премьер это Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?». Эту пьесу Вы в Америке видели? Потому что Вы там и преподавали, и ставили.
В.Д.: Да, и неоднократно.
Ю.М.: На Бродвее?
В.Д.: Да, и на Бродвее, один из последних спектаклей. Это замечательный чикагский Steppenwolf Theatre, один из лучших драматических театров в Америке. Я видел спектакль, да, замечательный спектакль.
Ю.М.: Игра американских актёров, их способ существования на сцене.. Фактически, это для них родная пьеса. Как мы совсем по-другому играем Чехова, так они по-другому играют Олби?
В.Д.: Я бы сказал, что они играют Олби как Чехова.
Ю.М.: Хорошо?
В.Д.: Безусловно! Потому что Олби драматург, мне кажется, того же уровня. Это одна из лучших пьес 20-го века; это вершина в мировой драматургии. Поэтому она не сходит со сцены все эти годы с момента написания. И американцы играют ее настолько замечательно, что они меня просто заразили, мне захотелось переиграть их. Я подумал, почему русские артисты так не играют, так здорово, убедительно, точно и так глубоко, разнообразно и психологически!?
Ю.М.: Но ведь у хороших американских артистов существует вечное обучение. Человека никто не заставляет; он приходит, будучи в материальном выражении очень обеспеченным, к педагогу, к Вам, у вас тоже такой опыт был…
В.Д.: У меня класс бродвейских звёзд. Они приходят в любом возрасте продолжать своё развитие. Это не просто обучение, как мы его понимаем, не прописи. Но американский артист понимает, что если он не будет развиваться, он остановится и не будет востребован. И это восхищает.
Ю.М.: Наши артисты, с которыми вы решили догнать и перегнать Америку, нуждаются в этом?
В.Д.: Вы знаете, да.
Ю.М.: Или, если рядом такой режиссёр как вы, как Константин Аркадьевич Райкин, как Табаков, это происходит в родном театре?
В.Д.: Это происходит в родном театре. Не очень принято в нашем культурном театральном обиходе – бесконечно учиться, а зря, надо сказать. Я думаю это придёт. Это будет продиктовано самой жизнью. Но внутри театра, конечно, идёт бесконечно обучение. Когда я пришёл в театр, мне пришлось обновлять труппу и на сегодняшний день она обновилась на 95%, за 15 лет. И когда я беру молодых артистов — а труппа одна из самых молодых в Москве — приходится, конечно, обучать. Не потому что они не обучены совсем ничему, но переход в театр требует обучения. И потом освоение драматургии, практика театральная требует постоянного подъёма на новые и новые ступеньки. Поэтому сегодня моя труппа — а это именно моя труппа — она мною обучена от спектакля к спектаклю, от драматурга к драматургу, и, конечно, актёры которые принимаются за такие вещи как «В ожидании Годо» и «Кто боится Вирджинии Вульф?» прекрасно понимают, что им нужно обновлять свой арсенал, свою технику. И мы на репетициях ставим вопросы, которые не ставили доселе в других работах. Безусловно идёт обучение, обучение, обучение.
Ю.М.: Есть прямая зависимость от месторасположения Нового драматического театра и обновления репертуара?
В.Д.: Мы делаем всё, чтобы этой зависимости не было. Мы — не отдалённый театр, мы – театр находящийся в этом месте. И это знает наша публика, которая добирается к нам из разных точек Москвы. Наша задача — быть просто театром, который занимается своим собственным делом для своей публики. У нас нет необходимости для какой-то специальной публики делать что-то. У нас очень молодая публика, огромное количество студенчества в нашем зале, есть публика среднего возраста, есть старшего. Но мы ставим спектакли те, которые считаем необходимыми с точки зрения нашего художественного высказывания.
Ю.М.: Новая российская драма вам интересна?
В.Д.: Если бы она была столь же качественна, как наши великие советские драматурги и драматурги мирового уровня, то конечно она бы тоже составляла определённый процент.
Ю.М.: Пока есть у вас претензии?
В.Д.: Безусловно. Я пока не могу найти пьесу, равносильную по мастерству пьесе Виктора Сергеевича Розова «С вечера до полудня».
Ю.М.: В ваши 25 лет у вас был спектакль, который назывался «Мы», и это не Евгений Замятин, это Давид Самойлов… поэтическое слово любите?
В.Д.: Мы живём в такое время, когда совершенно поэзия не востребована, нет массового увлечения поэзией. Это не значит, что совсем нет читателей поэзии, но массового увлечения, как было в мои 25 лет, нет.
Ю.М.: В 1975 году другой воздух был?
В.Д.: Да, абсолютно! Он был совершенно поэтический, была поэтическая атмосфера, люди тянулись к поэзии. И тогда это было, что называется «в листах». А сегодня я поэзию ищу везде, во всём. Я артистам часто говорю, что музыка — это идеальная запись человеческой психики. И если актёры играют хорошо, они играют музыкально; если играют хорошо, то возникает поэзия на сцене. Поэзия из простых человеческих поведенческих структур. Возникает поэтическое существование, а не поэзия в смысле размера, ритма и рифмы.
Ю.М.: Мы с вами говорили об обучении, и я подумал, ведь наверное и Ваше обучение не закончилось с получением диплома ГИТИСа. У вас был опыт, даже не обучения, а опыт впитывания жизни театральной с Олегом Ефремовым.
В.Д.: Не проходит и дня, чтобы я не вспоминал Олега Николаевича, потому что это одна из самых больших школ в моей жизни; 10 лет, проведённых в Московском Художественном театре, бок о бок с ним, я наблюдал его практически каждый день, общался с ним очень тесно: профессионально, человечески. Это глыба, которая по-моему до сих пор не разгадана, не описана. Это человек театра и человек-театр. Равного ему я в своей жизни не встречал. Честное слово, не проходит и дня, чтобы я не вспоминал — как бы сказал он, как бы поступил он… И иногда он мне нашептывает какие-то вещи, и это большое счастье – встретиться с таким явлением.
Ю.М.: 35 лет назад вы видели как рождается «Чайка». Тогда во МХАТе с Анастасией Вертинской, с Олегом Мягковым, с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским. Спустя много лет вы ставили «Чайку » с американскими артистами… интонации Олега Николаевича помогали?
В.Д.: Я уже сказал, что он неотступно рядом со мной. Безусловно. Он человек и режиссёр, который вскрывал такие пласты, даже не скажу драматургии, жизни посредством драматургии. Открывал бесконечность содержания человеческого в персонажах, и показывал, что это бесконечно и можно копать, и копать, и копать. Нельзя остановиться и сказать «так, я всё понял про Чайку и можно закрывать тему». Поэтому конечно же, когда я делал это в Нью-Йорке отправной точкой и напутствием был Ефремов.
Ю.М.: Есть такой американский опыт, когда после спектаклей preview, есть неделя, когда режиссёр-постановщик ещё может что-то в спектакле изменить, но после премьеры он не имеет на это права, так распорядился профсоюз..
В.Д.: Это странная, конечно, для нас традиция.
Ю.М.: Совершенно не жизнеспособная история.
В.Д.: Это у меня, естественно, было записано в контракте, и мне об этом объявило руководство театра: что я могу до дня премьеры к актёрам подходить, а после я не могу даже подойти. Артисты все улыбнулись, услышав, как мне это объясняет продюсер и шепотом сказали: «Подходите, говорите, нам это важно. Но неофициально». Ну и конечно мы общались. Я не всё время проката был в Нью-Йорке. Я поставил спектакль, ещё неделю смотрел каждое представление и разговаривал с артистами. Потом я уехал и вернулся через 3 месяца, на последнее представление, закрытие спектакля. Я прилетел тайно от артистов, пробрался в зал, сел. И был совершенно поражен тем, что они играют как на премьере. Спектакль не устал, ни постарел. Это какая-то особая способность американских артистов играть абсолютно точно, совершенно не отступая ни на сантиметр ни вправо, ни влево и при этом оставаться живыми. Это то, что не совсем умеют у нас артисты. Для оживляжа надо обязательно что-то изменить, подвинуть куда-нибудь, не встать, а сесть, ну как-то немножко себя они будоражат. Как это делают американские артисты — для меня остаётся загадкой. Так же как после премьеры я не имею права подойти к ним, они не имеют права изменить ничего. И вот не изменяя ничего, они остаются живыми. И это замечательно.
Ю.М.: 23-го января следующего года, будет юбилейный вечер, будете отмечать сорокалетие театра. Самый важный, сердечный момент уже продуман?
В.Д.: Мы пригласим всех, кто был у истоков, кто может прийти на 40-летие театра. Конечно же будет Евгений Васильевич Вихрев, это старейший у нас, и вообще в Москве, заведующий литературной частью. Он был практически с самого начала создания театра и до последнего сезона работал у нас. И я очень рассчитываю на то, что у нас будет вечер с нашими зрителями, которые любят театр и ходят в него постоянно.
Ю.М.: Ещё раз вас с юбилеем, с наступающим юбилеем театра, спасибо большое!
В.Д.: Спасибо!
Текст телепрограммы расшифровала Юлия Спиридонова.
Ближний круг – Юрий Грымов В это воскресенье на телеканале Культура вышла программа "Ближний круг", которая была посвящена известному режиссеру Юрию Грымову.
Юрий Грымов с недавних пор возглавил московский театр […]
Премия “Признание” в Новом театре – 25 марта 2021 г. (видео) 25-го марта в Новом театре вручали многолетнюю и уже традиционную премию "Признание", лауреатами которой стали актеры, сыгравшие в двух премьерах Нового театра - спектакле "Удалой молодец […]
Удалой молодец – гордость Запада – флаер к спектаклю
Джон Миллингтон Синг Удалой молодец -гордость Запада
МЮЗИКЛ
The Playboy of the Western World в буквальном переводе - Плейбой Западного Мира имеет в русских версиях два […]
Александр Курский о “Чехов. Проект” в Новом театре В преддверии начала нового, 45-го сезона, предлагаем Вашему вниманию это небольшое видео. Заслуженный артист России Александр Курский рассказывает о предстоящей премьере третьей версии […]
Юбилей Дмитрия Шиляева (видео)
16-го декабря, после спектакля "Что угодно, или 12-я ночь" в театре разыгрались невероятные события. Артисты театра в шуточной форме поздравили замечательного артиста Дмитрия Шиляева с […]
Что угодно, или 12 ночь – видео с премьеры – 23.09.2017 г.
С большим успехом весь сезон идет премьерный спектакль "ЧТО УГОДНО, ИЛИ 12 НОЧЬ". Залы на этом спектакле полны. Зрителям спектакль пришелся по душе.
А премьера этого спектакля стала […]
Премия “Признание 2017” – 27 марта 2018 года
27-го марта 2018 года по старой доброй традиции, в Новом театре отметили Всемирный День Театра вручением театральной премии Нового театра. В этом сезоне в Новом театре было несколько […]
Российские СМИ об участии Нового театра в Розовском фестивале
В феврале 2018-го года Новый театр принял участие в Розовском фестивале, который проводился в Костроме и Ярославле. В Новом театре идут сразу два спектакля по пьесам Розова. Ниже […]
Ирина Мануйлова и Иван Ефремов на радио Медиаметрикс
Всегда интересно слушать любимых артистов - их мысли, планы, воспоминания... Не часто артистов Нового театра приглашают куда-либо. Думаю, что скоро это изменится и мы все чаще будем […]
Юбилей Александра Курского – 16.04.2017 г. (полное видео)
16-го апреля 2017-го года Новый театр отметил юбилей артиста Александра Курского. Александр Абрамович Курский в Новом театре с года его основания.
После спектакля "Провинциальные […]
Новый театр отметил юбилей артиста Александра Курского
16-го апреля Новый театр отметил знаменательную дату - 70 лет Александру Абрамовичу Курскому. В зале, в основном, собрались те, кто хорошо знает Александра Курского и много лет видел […]
На вопросы журнала “Антенна” отвечает Виолетта Давыдовская
На этой неделе на телеканале ТНТ вышел молодежный сериал "ФилФак", где одну из главных ролей сыграла ведущая артистка Нового театра Виолетта Давыдовская. Конечно, тележурналы не обошли […]
В Кинешемском театре зрителям рассказывали сказки В конце мая в Кинешме проходил Всероссийский театральный фестиваль "Здравствуй сказка!" на котором Московским Новым драматическим театром был показан детский спектакль "Все мыши любят […]
Достойное продолжение традиций. Вячеслав Долгачев Совсем недавно в Московском Новом драматическом театре был настоящий праздник – 22 января театру исполнилось сорок лет. Много чего случилось за эти сорок лет, так что если бы пришлось […]
Борис Львов-Анохин — счастливые годы в театре 22 января для Московского Нового драматического театра была юбилейная дата – в этот день ему исполнилось сорок лет. Целых сорок лет кропотливой и плодотворной работы… Сорок лет […]
Открытый урок в театральной студии Наши театральные выходные продолжаются. И сегодня мы посетили открытый урок в Театральной студии при Новом Драматическом Театре. Студия открылась относительно недавно, ей всего год. В […]
Сорокалетие Нового театра — юбилейный вечер Вот и отгремело сорокалетие Московского Нового Драматического Театра! Большая радость и честь была там присутствовать и поздравить любимый Театр!
Нам удалось не только побывать на этом […]