Текст программы «Тет-а-Тет» с Вячеславом Долгачевым (радио «Наше Подмосковье»)

29-го сентября 2015 года, Художественный руководитель Московского Нового драматического театра Вячеслав Васильевич Долгачев принял участие в программе «Тет-а-тет» на радиостанции Наше Подмосковье. Некоторым читателям удобнее читать, чем слушать — для них мы расшифровали запись программы с участием Вячеслава Васильевича Долгачева и предлагаем этот текст интервью Вашему вниманию. Подчеркнем, что для более удобного восприятия текста читающим, из текста были убраны некоторые повторения, междометия и т.д. 

«Наше Подмосковье»: Дорогие друзья, здравствуйте! В студии Мира Алекса и Лиза Калинина. Сегодня у нас в гостах Заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Московского Нового драматического театра Вячеслав Долгачев. Вячеслав Васильевич, здравствуйте!

Вячеслав Долгачев: Здравствуйте.

«Наше Подмосковье»: Спасибо большое, что пришли к нам сегодня. У нас несколько поводов для встречи. Все они радостные, хорошие и юбилейные. В начале следующего года вашему театру исполняется 40 лет. Поэтому, я так понимаю, что сейчас идет юбилейный сезон.

Вячеслав Долгачев: Да, в этом сезоне да.

«Наше Подмосковье»: В этом сезоне и у вас юбилей…

Вячеслав Долгачев: Тоже юбилей небольшой…

«Наше Подмосковье»: Очень скоро, в ноябре месяце. Вот как-то так у вас с театром такой юбилейный сезон. Чем открылись в этом году, расскажите.

Вячеслав Долгачев: Знаете, у нас такая традиция. Я руковожу этим театром 15 лет и каждый сезон мы открываем премьерой. У нас открытие сезона и премьеры происходит в один день. Этот сезон мы открыли пьесой Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?». Это одна из лучших пьес 20 века. И я думаю, что мы вообще стараемся держать планку драматургическую, материал у нас всегда уникальный. Но вот только, пожалуй, с Вирджинией Вулф как-то так случилось, что я собирался ставить ее несколько сезонов, но не складывалось. И так случилось, что мы не первые поставили ее. Кама Гинкас поставил ее, Панков, есть спектакль в театре Вилькина, так что…

«Наше Подмосковье»: А вот как тогда, Вячеслав Васильевич, наверняка же будут сравнивать. Всегда же есть и критики, и отзывы различные. Конечно, это нормально. Как сравнивали и какие вообще отзывы, как приняли, как публика?

Вячеслав Долгачев: Ну, это нормально, конечно. В конце концов есть фильм с Элизабет Тейлор… Мы еще пока сыграли только два спектакля, два дня подряд – 19 и 20 сентября. Прием был очень теплый, если не сказать больше, просто жаркий. Но пока еще только начинает формироваться мнение. Критик часто не приходит на первый спектакль, потому что первый спектакль, сами понимаете, конечно, начало работы, а он будет сейчас развиваться, наполняться, артист осваиваться. Зрительские впечатления очень хорошие.

«Наше Подмосковье»: В целом, если говорить о вашем театре. 40 лет – это срок очень большой. Вот сейчас какие времена у вашего театра? Просто мы неоднократно вашим коллегам, которые к нам приходят в гости, говорим, спрашиваем о том… конкуренция, Москва и т.д.?

Вячеслав Долгачев: Вы знаете, дела нашего театра не отличаются от дел других театров. В принципе, вообще ситуация очень сложная с культурой, с образованием, с медициной в стране у нас, не так сладко, как хотелось бы, и не так гладко, как это было в предыдущие годы. Вот, скажем, в нулевые годы ситуация была более оптимистичная, чем сегодня, очевидно совершенно.

«Наше Подмосковье»: Даже так?

Вячеслав Долгачев: Ну, у нас кризис, бюджет, а это бюджетный театр. К сожалению, руководство культуры вообще пытается перевести рельсы нашей жизни с бюджетной на небюджетную. То есть, зарабатывайте, зарабатывайте, зарабатывайте. Но ведь искусство не может быть прибыльным. Разве что, картины Ван Гога после его смерти стали очень дорогими. При жизни человек был нищим и не знал вообще, как прожить до завтрашнего дня. Что касается драматического искусства, то оно никогда не было прибыльным. Это убыточное искусство, в финансовом смысле, конечно. И я думаю, что важность нашей деятельности не в финансах, и то, что мы делаем, вообще-то, не имеет цены. Но, к сожалению, в ситуации, когда в государстве есть проблемы с деньгами, нас заставляют думать о том, как выживать, как выползти из очень небольшого финансирования, что непросто.

«Наше Подмосковье»: Получается так, что, Вячеслав Васильевич, вы та сфера, на которой могут позволить себе сэкономить? Хотя, вы правильно сказали, это обидно, неправильно.

Вячеслав Долгачев: Ну, на искусстве всегда же экономят. Искусство – это же остаточный принцип, к сожалению, это было всегда и даже при недоразвитом социализме и вот теперь совсем уж непонятно, на каком капитализме. Но это неверно, это очень опасная тенденция, знаете. Черчилль сказал, что если вы будете закрывать школы, а театры – это тоже в некотором смысле школа, то открывайте тюрьмы. И если эта тенденция будет продолжаться в таком направлении, то, конечно, тюрьмы у нас будут переполнены.

«Наше Подмосковье»: То есть, в принципе, сейчас из театров делают такие коммерческие структуры. Бизнес такой, чтоб театр был своей бизнес…

Вячеслав Долгачев: Делают, пытаются делать. Мы стараемся сопротивляться, насколько можем. Пока, понимаете, я говорю о тенденции. Если говорить конкретно о нашем театре, то мы выживаем. Как это ни странно и не тяжело, это самый отдаленный театр от центра.

«Наше Подмосковье»: Но московский, да?

Вячеслав Долгачев: Московский, конечно. Наш театр, скорее, ближе к Подмосковью, поскольку мы в 200-х метрах от МКАД и рядом с нами такие замечательные города, как Королев, Мытищи, и Пушкино недалеко. Но, конечно, это очень сложно, потому что транспортная структура не очень развита. Ярославка даже после реконструкции нас не приблизила к нашему зрителю, потому что общественный транспорт по-прежнему не очень хорош. Мы находимся не так далеко, как кажется. Но есть такой момент психологического преодоления. До ВДНХ доехать не так сложно, а вот еще 10 минут на маршрутке от ВДНХ до неизвестно куда в лес, вот в сторону к Лосиному острову, где мы находимся, психологически трудновато. Но зрители, которые к нам попадают хотя бы один раз, и это показывает наше исследование внутреннее, нашей администрации, обязательно к нам приходят еще и еще. Большой круг постоянных зрителей, наших почитателей, те, кто открыл наш театр и хочет продолжать знакомство с ним, познавать его… в общем, нам не приходится жаловаться, хотя, конечно же, определенные трудности есть. Если бы мы были поближе к центру, я думаю, жизнь была бы финансово чуть легче, безусловно.

«Наше Подмосковье»: Если о труппе говорить. Расскажите.

Вячеслав Долгачев: А это одна из самых молодых трупп в Москве. У нас артисты до 30 и вокруг 30 составляют основное ядро театра. Но, несмотря на их молодость, у нас достаточное количество мастеров своего дела, действительно прекрасных актеров, которые долго работают в театре под моим руководством. У нас как-то появился общий язык, общие представления о театре, о том, что мы должны делать, а главное, как. Большое количество артистов имеет своих поклонников, которые ходят на наших артистов.

«Наше Подмосковье: А как вы их отбираете? Вот когда приходят молодые.

Вячеслав Долгачев: Каждый год мы устраиваем просмотр.

«Наше Подмосковье»: Вот мне знаете, что интересно, Вячеслав Васильевич, у нас недавно был представитель одного из ВУЗов, которые выпускают актеров. Представитель, который принимает этих самых актеров. ВУЗ был некоммерческий, то есть негосударственный. Мы говорили о том, что по сути, ГИТИС или ВГИК, Щука – не всегда они выпускают супер хорошего актера. Вот на что вы смотрите?
Вячеслав Долгачев: Вы знаете, я должен вам сказать, что у меня немножко другая точка зрения относительно коммерческих и некоммерческих театральных школ. Все-таки, такая школа, как школе студии МХАТ, как Щукинское, Щепкинское училище, а я преподавал в студии МХАТ и в Щепкинском училище, и в ГИТИСе, и хорошо знаю эти учебные заведения… Конечно, меняется жизнь, меняется состав педагогов, потому что школа – это, прежде всего, реальные и конкретные учителя. Если есть хорошие учителя, то там, в общем, они поддерживают определенные традиции школы, и там есть возможность, конечно же, хорошего обучения. Что касается коммерческих учебных заведений, то я к этому отношусь скептически, потому что они все построены на том, что нужно заполнить курс платниками, теми, кто может заплатить — для того, чтобы педагоги получали свою зарплату, для того, чтобы оплачивалась аренда здания и так далее.

«Наше Подмосковье»: Хорошо. А как быть тогда с государственными ВУЗами и с теми ребятами, которые там учатся на платных отделениях.

Вячеслав Долгачев: Вы знаете, это тоже очень плохо. Та же самая тенденция, обучают не тех, кто может, а тех, кто может заплатить.

«Наше Подмосковье»: Просто, этот ректор сказал, что иногда выпускают такие таланты, и вот они когда приходят к ним…

Вячеслав Долгачев: Ну, знаете, упустить таланты может кто угодно и где угодно. Мы все живые люди и совершаем ошибки. Я также небезгрешен, могу увидеть артиста на просмотре, а могу и просмотреть. Такое бывает. Но, тем не менее, есть опыт определенный, есть внутренний инструмент, который улавливает что-то. Судя по той труппе, которая у нас есть, а все, кто приходят к нам в театр, прежде всего, удивляются, откуда такие замечательные артисты. А я говорю: «А они вот отсюда все. Мы их тут сделали, родили, выискали».

«Наше Подмосковье»: А есть у вас цель иметь вот таких вот знаменитых? Вы знаете, я смотрю, многие театры, вот даже Табаков. Он же брал себе именно звезд – Хабенского, Пареченкова взял… Есть цель такая?

Вячеслав Долгачев: Вы знаете, я вам скажу более того. Мы празднуем столетие замечательного режиссера Товстоногова, а я работал в Московском Художественном театре. Вот эти труппы, они формировались, действительно, очень талантливыми, на основе талантливых артистов. Но Товстоногов же ходил по театрам, он выискивал, высматривал и переманивал к себе таких артистов. То же самое делал Олег Николаевич Ефремов, переманив, скажем, от Товстоногова Олега Борисова, Татьяну Доронину и так далее. Значит, есть такая практика, безусловно. Когда я пришел в Новый драматический театр после МХАТа, театр был, мягко говоря, не в самом лучшем своем состоянии. И я понял, что нужно каким-то образом поднимать театр, как-то его развивать, и я пригласил из МХАТа Вячеслава Михайловича Невинного, Борю Щербакова, позвал Льва Константиновича Дурова, и они в первом моем спектакле играли.

«Наше Подмосковье»: В статусе приглашенных артистов?

Вячеслав Долгачев: Да, в таком статусе. Для чего я это сделал? Ну, во-первых, привлечь внимание. Это очень простой способ привлечения внимания. Как говорит Олег Павлович Табаков: «Пойду торговать мордой». А еще для того, чтобы артисты, которые находились в Новом театре в не лучшем своем состоянии, смотрели на работу мастеров, учились, общались и т.д. Но я довольно быстро от этой практики отказался. Почему!? Не нужно пользоваться вот такими товарными лейблами, нужно воспитывать свои таланты, своих актеров.

«Наше Подмосковье»: Мне очень понравилось, Вячеслав Васильевич, как вы сказали, что чем брать какую-то такую уже состоявшуюся звезду, надо делать своих звезд.

Вячеслав Долгачев: Вы знаете, совсем необязательно делать звезд. Нужно делать хороших артистов. Потому что звезда – это явление такое, социальное… а хороший артист – это художник, профессионал, человек, который делает свое дело и делает его настолько качественно, что он необходим той публике, которая приходит на него смотреть.

«Наше Подмосковье»: Скажите, пожалуйста, а вы отпускаете своих артистов сниматься в кино?

Вячеслав Долгачев: К сожалению, да. Иногда это бывает тяжело, потому что возникает конфликт интересов и артист, занятый на съемках, не может работать. У меня не такая небольшая труппа, вы знаете, что бы в ней было 170 человек, из которых 70 снимались, а 100 работали. А когда в труппе 42 артиста и когда половина из них снимается, то кто же будет репетировать новые спектакли? Но пока за 15 лет еще ни один артист не получил моего отказа. Просто, я призываю всех к компромиссу, к тому, что нужно как-то варьировать, устраивать сложный график, но приоритет, конечно, должен быть в театре. Потому что театр – это родной дом. Сегодня съемки есть, завтра их нет, а домой все равно вернешься.

«Наше Подмосковье»: Как выбираете пьесы?

Вячеслав Долгачев: Вы знаете, что касается выбора репертуара, это таинственный химический процесс. Потому что для того, чтобы остановиться на каком-то названии, должно сойтись несколько обстоятельств. Несколько ниточек должны завязаться в узелочек. Если какая-то ниточка не завязывается, то не получается. Я очень люблю Чехова, поскольку я уже 30 лет работаю в США, преподаю, то там я, конечно же, представитель русского театра и, прежде всего, Чехова. Я там уже поставил на Бродвее «Чайку». Я там со студентами прорепетировал все возможные пьесы Чехова, но, вот в Москве еще ни разу не ставил. Вообще в России. Почему? Вот не завязываются ниточки какие-то, то нет актрисы на какую-то роль, то только подумал, и возник какой-то замысел – хлоп, уже в Москве кто-то поставил. А вот когда эти ниточки завязываются в узелочек, тогда можно ставить. Конечно, так меня учили мои великие учителя, что никогда не надо ставить плохую драматургию. Нельзя играть плохую музыку — нужно играть только хорошую. Что касается современной драматургии, я читаю ее много, но, к сожалению, найти что-то качественное трудно. Зачем тратить свою жизнь на несерьезные или некачественные вещи? Поэтому, ставлю не так много. Хотя, вот сегодня у нас в театре идет спектакль, который я очень люблю. Он был в неконкурсной программе в «Золотой маске» год назад. Это «Чтение для впавших в уныние», книга Майи Кучерской. Это современная вещь, современный патерик, это очень интересные нравоучительные истории вокруг веры, церкви, поиска себя в этом. Современный материал, но это замечательная литература, умная, тонкая, глубокая. Хотя это не пьеса, но мы сделали вот такой вот спектакль, которые с интересом смотрят наши зрители.

«Наше Подмосковье»: Вячеслав Васильевич, скажите, вы и в штатах постановки делаете, преподаете? А кому?

Вячеслав Долгачев: Вы знаете, студентам американским.

«Наше Подмосковье»: А как они Чехова воспринимают?

Вячеслав Долгачев: По-разному. Это все неоднозначно. Я преподаю в Нью-Йорке. У меня есть класс американских профессоров, которые приезжают. Я преподаю методику преподавания актерского мастерства и режиссуры. И есть класс бродвейских звезд. Вот в этом классе у меня однажды появился даже Роберт де Ниро и мы пообщались, Дайан Уист – это такая звезда, дважды оскороносная актриса. Она пришла ко мне в класс. Вы знаете, чем поразительны американцы? Они учатся всю жизнь.

«Наше Подмосковье»: Актеры, уже состоявшиеся?

Вячеслав Долгачев: Да, они учатся всю жизнь. Бродвейские звезды, клан бродвейских звезд. Они приходят ко мне в любом возрасте, в 60, в 70 лет, в 20, в 50, в 40…

«Наше Подмосковье»: Они не считают это каким-то позорным? Наоборот?

Вячеслав Долгачев: Им это необходимо. Они понимают, что если они не будут развиваться, если они не будут совершенствоваться, если они не будут узнавать что-то новое, то они рано или поздно будут двигаться назад. Принцип бизнеса – если ты не идешь вперед, значит, ты движешься назад.

«Наше Подмосковье»: Это конечно. Просто у нас как, согласитесь, институт за плечами, в одном фильме снялся – все, звезда. Извините за выражение, «пальцы веером» и требования уже. А по сути – никто, повезло просто.

Вячеслав Долгачев: Да. И больше ничего не хочу. Это же еще Пушкин сказал, что мы ленивы и не любопытны, к сожалению. Вот американцы очень любопытны, поэтому готовы учиться, готовы воспринимать новое, неизвестное. И, конечно же, в мире есть бренд – это русский психологический театр. Они очень этим интересуются. Лучшие артисты американские — они все работают по системе Станиславского: знают они это или нет. Или Страсберг – это школа Станиславского, и оттуда вышли все суперзвезды американские.

«Наше Подмосковье»: Буквально сегодня… вы у меня просто сняли с языка, я смотрела интервью Мерил Стрип сегодня. Я ее очень люблю. Ей задали очень классный вопрос: «Вас очень часто сравнивают с русскими артистами. У вас не то, чтобы русская душа, но, по крайней мере, методика. Вы играете по Станиславскому?». А брала интервью девочка, которая учится в ВГИКе, и говорит: «Нам приводят вас в пример, как будто вы русская актриса». Мерил Стрип отвечает: «Да, мне неоднократно это говорили. Мне так понравился ее комментарий, что когда она смотрит русские фильмы, особенно старые, она говорит: «Я действительно понимаю, что они делают, потому что я бы повела себя точно также». Это очень здорово.

Вячеслав Долгачев: Вот мне повезло, я видел Мерил Стрип не только в кино, как все, но еще и видел в театре. Она грандиозная драматическая актриса. Гениальная артистка. Я видел ее в «Чайке». Это незабываемо.

«Наше Подмосковье»: Почему у нас сейчас такая ситуация, мы даже с Мирой это обсуждали, вот мы когда идем в кино, особенно на русское, мы идем на артистов. И там нет героев, они не растворяются. Я вижу там, Данила Козловский — классный человек, который играет кого-то. И вот я не вижу этого героя. Я смотрю на Мерил Стрит и вижу Маргарет Тэтчер. Я не вижу Мерил Стрип.

Вячеслав Долгачев: Она фантастически перевоплощается, фантастически просто. Почему? Я думаю, что сегодня вообще о театре говорим или о кино?

«Наше Подмосковье»: Не знаю. О профессии.

Вячеслав Долгачев: Если говорить о кино, то сегодня русского кино просто нет. Это не кино, то, что мы с вами смотрим, трэш абсолютный. И найти серьезное художественное произведение сегодня среди вот этого потока просто невозможно. В Америке тоже. Вы знаете, в английском языке, в американском английском, есть два слова, обозначающие кино – это «Муви» и «Филм». «Муви» — это макулатура, а «Филм» — художественное произведение. Вот это «Мови» — это 90%, а 10% «Филм». О чем говорить, о «Муви» или о «Филм»?

«Наше Подмосковье»: Лучше вернемся к театру.

Вячеслав Долгачев: Уж, пожалуй, я не кинорежиссер.

«Наше Подмосковье»: Юбилей же, ведь у нас юбилей. Что еще будет? Наверняка же будут какие-то «капустники»?

Вячеслав Долгачев: Вы знаете, у нас будет юбилейный вечер. Думаю, что он будет большим подарком для поклонников нашего театра. Мне не хочется раскрывать всех секретов, но это будет большое действо на три часа, где будет занята вся труппа, с огромным количеством сюрпризов. Нас будут поздравлять, мы сами себя будем поздравлять. Я думаю, что это будет очень интересный и запоминающийся вечер. Но это будет в январе.

«Наше Подмосковье»: А вам-то что-то, наверное, тоже готовят? К вашему юбилею.

Вячеслав Долгачев: А вот этого я не знаю, что готовят. А вот до этого юбилея у нас еще будет премьера в октябре месяце: 24 октября будет детская сказка Козлова, это автор «Ежика в тумане», которая называется «Трям, здравствуйте!». Она будет для самых маленьких. У нас 5 детских спектаклей в репертуаре, но для детей от семи и старше, где-то лет 14-ти. Но мы выяснили, что огромное количество родителей мечтает о спектакле для детей от 3 до 5. И мы делаем эту сказку, она будет идти у нас на малой сцене. Это будет такая интерактивная сказка, где артисты будут не просто играть историю, но еще и увлекать детей, с ними петь, танцевать.

«Наше Подмосковье»: В новой форме?

Вячеслав Долгачев: Да, мы пытаемся сделать такую сказку и более того, художник спектакля Екатерина Кулишева сделала такие декорации из детских рисунков, то есть, будет впечатление, словно это сделали сами дети. Вот почему такие 3-5-летние дети нарисовали то, что нам надо!?

«Наше Подмосковье»: Если говорить о гастролях, ваш театр гастролирует?

Вячеслав Долгачев: Ну, не очень часто. Сейчас с гастролями не так просто, потому что это очень финансово непросто. Но, мы только что вернулись из Иркутска, где были на фестивале Вампилова и играли там наш спектакль «Провинциальные анекдоты» по пьесе Вампилова. С большим удовольствием мы были на этом фестивале и нас очень тепло, горячо принимали. Бывают и гастроли. Хотя вот в последнее десятилетие у нас было много таких фестивальных выездов, мы получили много призов. Наш спектакль «Настасья Филипповна» получил гран-при по произведениям Достоевского. И два актера, а собственно, их там только всего два и было, они разделили приз за лучшую мужскую роль. Много всевозможных наград у нас фестивальных есть. Надеемся, что мы продолжим гастрольно-фестивальную деятельность и в этом сезоне тоже, во второй половине сезона.

«Наше Подмосковье»: Как часто вы ставите спектакли? Сколько в год?

Вячеслав Долгачев: Это по-разному.

«Наше Подмосковье»: В этом сезоне два, да?

Вячеслав Долгачев: Спектакля?

«Наше Подмосковье»: Да, две постановки?

Вячеслав Долгачев: Нет, в этом сезоне их будет больше. После «Трям, здравствуйте» 19 декабря будет премьера пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Потом в феврале пьеса Дюренмата «Визит дамы», а в конце сезона будет спектакль по повести Тендрякова «Три мешка сорной пшеницы».

«Наше Подмосковье»: Много получается, да?

Вячеслав Долгачев: Много, но это только в этом сезоне. А если говорить про 2016 год, то в конце 16-го года будет шекспировская «Двенадцатая ночь». Так что ставим много. И еще будут спектакли на малой сцене — парочка.

«Наше Подмосковье»: Да, у вас же две сцены, большая и малая.

Вячеслав Долгачев: Две сцены. Так что да, мы очень интенсивно работаем, обновляем репертуар.

«Наше Подмосковье»: А спектакли, которые уходят со сцены?

Вячеслав Долгачев: Ну, такое тоже бывает, рано или поздно.

«Наше Подмосковье»: Как вы понимаете когда спектаклю пора уйти со сцены?

Вячеслав Долгачев: Знаете, по-разному. Иногда бывает, внутри спектакля как бы возникает…..ну как жизнь, знаете, спектакль — как человек. Живет, живет и вдруг стареет. И понимает, что уже еле двигает ножками — лучше посидеть. Иногда мы понимаем, что исчерпана публика, для которой это сделано. Потому что все спектакли достаточно адресные, вы же понимаете, что интеллектуальная пьеса «В ожидании Годо», она имеет определенный круг зрителей. А комедия, например, Мольера другую публику имеет. И если эта публика исчерпывается, мы понимаем, что все, спектакль можно дальше не играть. Он сходит с репертуара.

«Наше Подмосковье»: Вот вы еще говорили, Вячеслав Васильевич, что своя публика уже, свой зритель есть. И постоянный в том числе. А в принципе, можно как-то обрисовать?

Вячеслав Долгачев: У нас, когда я пришел в театр, публики вообще было очень мало, играли 2-3 раза в неделю и залы были полупустые. Сейчас мы выполняем гос. задание и перевыполняем его, а у каждого театра есть гос. задание.

«Наше Подмосковье»: В искусстве, да еще и гос. задание?

Вячеслав Долгачев: Да, такая наша жизнь. Когда я начал работать в этом театре, мы поставили задачу омолодить публику. В основном это были пожилые люди, люди среднего возраста, вокруг театра живущие. А у нас сейчас очень молодая аудитория, студенческая аудитория подтянулась. Есть спектакли, просто, где в зале одна сплошная молодежь. Мы работаем со студентами – большое количество колледжей вокруг. И вот эта публика потянулась к нам. Я считаю, что это одна из самых главных наших миссий, потому что это то поколение, которое должно прийти в театр, должно получить то, что мы можем им передать, для того, чтобы расти, развиваться, взрослеть и быть нашими постоянными зрителями.

«Наше Подмосковье»: Просто, мне кажется, сейчас стало очень модно ходить в театры. Потому что, вот вы 15 лет назад, получается, пришли в театр. Это как раз 2000-е, после девяностых театр был немного забыт.

Вячеслав Долгачев: Знаете, как ни странно, чем стремительнее развиваются технологии, чем больше у нас виртуальной жизни, в которой мы уже не помним, кто живой, а кто не очень. Театр – это единственное место реального общения, настоящего, живого, реального общения. И люди, которые к этому прикасаются хоть раз, они заражаются этим. Этим можно заболеть. Когда ты чувствуешь, что разговаривают с тобой, что это сделано для тебя, и ты находишься в ауре живой энергии. Не экран — мертвый, светящийся и слепящий твои глаза, не мелькающие картинки, не нарисованный мир, не сделанные в искусстве, а абсолютно живые люди. Если учитывать, что на сцене молодые артисты, то молодой зал очень хорошо на это реагирует. Они видят своих сверстников и удивляются, что те могут вот так существовать. Я часто артистам говорю, что наша задача сделать все, чтобы всем, кто сидит в зале, захотелось выползти туда к вам, присоединиться.

«Наше Подмосковье»: Не было таких случаев?

Вячеслав Долгачев: Нет, таких буквальных. Все-таки зрители не теряют контроль настолько, но ощущение, что хочется объединиться с теми, кто на сцене – это дорогого стоит. Потому что нам действительно не хватает этого в жизни.

«Наше Подмосковье»: Вы знаете, вы сейчас говорите… мы вспомнили ваш приход 15 лет назад и сейчас такой невероятный подъем, такой квантовый скачок. А когда вы только приходили, было сложно, вы могли ожидать, что будет так сейчас, такой аншлаг?

Вячеслав Долгачев: Ну, ожидать, конечно. Кто знает, что с нами будет через 15 лет? Во-первых, я очень хотел это сделать. Могу без ложной скромности сказать, что очень многое сделал. Но не все. Понимаете, никогда нельзя сказать, что это подведение итогов. Ну, какие могут быть итоги в нашей деятельности? Театр, как инструмент познания, он безграничен. Если говорить про мой юбилей, там цифра какая-то стоит за моей спиной. Чем больше живешь, тем больше понимаешь, что мало понимаешь, мало знаешь. Кажется, вот ты что-то поймешь, но нет, не поймешь. Нужно еще дальше – это движение бесконечно. Также в жизни театра. Поэтому, сказать, что все сделано, нет, все сделать невозможно. Нужно продолжать двигаться.

«Наше Подмосковье»: Тогда мне еще раз хочется спросить. Мы начинали с того, что сказали, что театру 40 лет исполняется 22 января 2016 года. Сказали, что это много. Все-таки, 40 лет для театра это много или мало?

Вячеслав Долгачев: Много. Станиславский говорил, что каждые 10 лет театр умирает. Это правда. Это такой период, когда есть накопление, есть ощущение, что все сложилось, но в этот момент все начинает рассыпаться, разваливаться. Кстати, когда делаешь спектакль, все режиссеры знают, что сначала медленно, скрупулезно, как-то собираешь эти пазлы. Потом возникает момент, когда кажется, что начало получаться, вот уже получилось, и где-нибудь там за какой-то период до премьеры все начинает разваливаться и рассыпаться. Паника, ужас, страх и, если ты человек опытный, ты понимаешь, что это естественный процесс, когда нужно вот теперь-то все по-настоящему собрать. Вот эти периоды театра, они такие волнообразные. 10 лет. И каждые 10 лет возникает кризис, что нужны новые силы, новый импульс, новые вливания какие-то.

«Наше Подмосковье»: А режиссеров приглашаете?

Вячеслав Долгачев: Да. За время моего правления много режиссеров у нас ставили и сейчас два выпускника Щукинского училища будут у меня делать дипломные спектакли. Один уже приступил, второй приступит где-то в декабре. Приглашаю. Я открыт для любых идей.

«Наше Подмосковье»: Вот еще два слова можно буквально про детские спектакли, потому что для самых маленьких вот сейчас уже будет – «Трям, здравствуйте».

Вячеслав Долгачев: Предпоследняя премьера детская – это у нас мюзикл совершенно замечательный. Гарантирую, что кто бы не пришел на этот мюзикл, откроет рот, потому что на сцене абсолютно живые мыши. Это спектакль «Все мыши любят сыр» и визг стоит в зале такой, потому что артисты играют абсолютно живых мышей, эти мыши поют, танцуют, любят, ссорятся, стреляют. Это замечательная сказка Урбана — а мы сделали такой мюзикл.

«Наше Подмосковье»: Вот сейчас у вас идет «Чтение для впавших в уныние». А вы не присутствуете на спектакле?

Вячеслав Долгачев: Да, я про него сказал. Я, к сожалению, должен быть с вами. К сожалению в том смысле, что я хотел бы быть на спектакле, конечно.

«Наше Подмосковье»: Вы пропускаете или наоборот всегда присутствуете?

Вячеслав Долгачев: Я не всегда, но очень часто смотрю спектакли вечерами, делаю артистам замечания. А как же. Это и есть, собственно, наша работа — совершенствование. Знаете, сегодня я тайно от них удрал. Они думают, что я смотрю.

«Наше Подмосковье»: Это здорово. А я наоборот хотела сказать, что они расслабились.

Вячеслав Долгачев: Нет, что вы. Я предупредил всех, помощника режиссера, администрацию, что меня не будет, но чтобы артисты этого не знали. Они абсолютно уверены, что я сейчас смотрю их.

«Наше Подмосковье»: Давайте тогда радиослушателей наших пригласим.

Вячеслав Долгачев: Вы знаете, мне кажется, что наши подмосковные зрители… Кстати, вы знаете, к нам приезжают даже из дальнего Подмосковья и не только с Ярославского направления. Люди, которые нас находят, потом становятся постоянными зрителями. Поэтому, все, кто интересуется театром, всем, кому театральное дело близко, приходите. Мы вам всегда будем рады! Всегда! На нашем сайте есть все наши данные: как доехать, как заказать билет, купить билет.

«Наше Подмосковье»: Спасибо вам большое, очень интересно. Удачи вам, хороших постановок.
Вячеслав Долгачев: И вам спасибо!

«Наше Подмосковье»: Дорогие друзья, я хочу напомнить, у нас в гостях сегодня был заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Московского Нового драматического театра Вячеслав Васильевич Долгачев. Огромное вам спасибо. С наступающим юбилеем.

Вячеслав Долгачев: С юбилейным сезоном, по крайней мере.

«Наше Подмосковье»: С юбилейным сезоном, да. Огромное спасибо. До свидания.

Вячеслав Долгачев: Спасибо, до свидания.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ



Посмотрите ещё:

Царь Холод, или Волшебный гребень - спектакль Нового театра, поклоны - 20.12.2023 г. (видео)
Ярославский вестник об открытии нового сезона и предстоящей премьере
Удалой молодец - гордость Запада - флаер к спектаклю
Ирина Мануйлова: Актриса в Стране Чудес (видео с творческого вечера)
Александр Курский о "Чехов. Проект" в Новом театре
К 80-летию Татьяны Владимировны Кольцовой Гилиновой
Григорий Заславский «Карнавал на окраине» (о спектакле «Один из последних вечеров карнавала») — 17.1...
Большая премьера - третья версия "Чехов. Проект" - "Люди, львы, орлы и куропатки"
Вампиловский фестиваль — не только спектакли…
Иван Ходимчук, Игорь Андреев - вручение премии художественного руководителя Нового театра "Признание...
Театральный критик Павел Руднев о спектакле "С вечера до полудня" (2013-й год)
Сильное чувство - 04.02.2023 г. - окончание спектакля, премьера (видео)
Новый драматический театр откроет сезон премьерой по Чехову - заметка "Звездного бульвара"
Гляди веселей - о спектакле «Чтение для впавших в уныние» - Петербургский театральный журнал (статья...
Ирина Алпатова "Пороки бедности" (о спектакле "Шутники" - 2004-й г.)
15-го сентября начинается новый театральный сезон в Новом театре
Феликс Грозданов "Порезанного на куски Чехова увидели на окраине Москвы" (о спектакле "Чехов. Проект...
Небольшая история о театре в Кинишме
Четыре пьесы Чехова в одном спектакле (Евразия. Культурно) - сюжет на ТВ МИР
Роксана Бабаян: За границу со своим кипятильником не езжу — интервью 1993-го года
Улыбки летней ночи - 100-й спектакль - 23.04.2023 г.
Ольга Аросева "Возможно, Брежневу нравился наш "Кабачок",но при нем его и закрыли" - интервью 1993-г...
Фрагменты капустников, творческих вечеров Нового театра разных лет - новогоднее видео 2023/2024
Новый драматический в Бабушкине (статья газеты «Московский Комсомолец» за 19.09.1975 г.)