53. Авангард Леонтьев «Сквозь пальцы» (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА» 

ЮРИЙ РАШКИН «БОЛЬШАЯ УДАЧА»… Читать ранее 

Читать далее…  МАЙРИТА КРУМИНЬ-ГУЛБЕ «А МОРЕ ШУМИТ…»

Авангард Леонтьев «Сквозь пальцы»

(глазами учеников)

Концертмейстер Школы-студии Елизавета Александровна Нефедьева попросила Виктора Карловича Монюкова проконсультировать меня. А сделала она это по просьбе Анны Гавриловны Бовшек, руководителя Студии художественного слова при Музее А.С. Пушкина, где я занимался.

Я пришел в Школу-студию, очень волновался, что естественно, и совершенно не ожидал, что В.К. Монюков будет прослушивать меня не один, а в присутствии всего своего курса. На нем тогда учились Женя Киндинов, Коля Караченцов, Алеша Кутузов… Присутствие студентов несколько меня ободрило, а вот то, как слушал Виктор Карлович, — озадачило. Он закрыл лицо руками и сквозь раздвинутые пальцы посматривал на меня. Эта мизансцена мобилизовала, заставила более собранно и активно «пробиваться» к его вниманию. После прослушивания Виктор Карлович, высказывая свои соображения о моем репертуаре и исполнении, привлекал к обсуждению ребят. Атмосфера была очень непринужденной. Мне еще больше захотелось учиться здесь.

Со слов Анны Гавриловны, Виктор Карлович считал, что еще не ясно, кем я смогу стать — актером ли, режиссером, но то, что я человек искусства, как он выразился, и что мне нужно учиться — это определенно.

Виктор Карлович провел меня через все вступительные испытания. Таким образом, благодаря его решающему участию я поступил в Школу-студию на курс П.В. Массальского.

Дав замечательный старт, Виктор Карлович и в дальнейшем не оставлял меня своим вниманием. Он умел очень разумно, прагматически оценить ту или иную сложную ситуацию, как никто другой, разобраться в ней. Не так часто я беспокоил его, но всегда было ощущение, что в критический момент он сможет дать самый мудрый совет. Когда Виктора Карловича не стало, поселилось чувство потери именно такого незаменимого, неравнодушного старшего друга.

Это интересно:   13. Михаил Курилко-Рюмин "Люблю красивых людей" (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Я уже был артистом театра «Современник», когда у меня возникла потребность заняться театральной педагогикой. Обратился к своему мастеру П.В. Массальскому с просьбой взять меня ассистентом, но поддержки у любимого учителя не нашел.

Прошло еще несколько лет, и вдруг В.К. Монюков предлагает мне поставить дипломный спектакль на своем выпускном курсе. Конечно, он знал, что по приглашению О.П. Табакова я уже занимался педагогикой, но работ моих не видел, да и спектаклей я еще не ставил. И тем не менее, он доверил мне самый ответственный этап в подготовке студентов.

Пьеса была трудная — комедия Карло Гольдони «Забавный случай». Перевод показался мне тяжеловесным, архаичным, не смешным. Испугавшись, что не справлюсь, решил отказаться. Но как сделать это, не обидев Виктора Карловича?! Помог О.П. Табаков. Он посоветовал встретиться со студентами и прочитать пьесу на голоса. И, когда я услышал, как читает с листа свою роль Игорь Золотовицкий, с какой убедительностью и как смешно намечает, казалось бы, такую далекую для него, юнца, роль почтенного отца взрослой дочери, я успокоился и начал репетировать.

На определенном этапе работы, когда уже все сцены были готовы, я вдруг понял, что не могу «собрать» спектакль. Он рассыпается. Конечно, без помощи Виктора Карловича обойтись никак невозможно.

— Молодец, что позвонил. Тебе нужно придумать между сценами музыкально-пластические дивертисменты, которые может поставить Андрей Дрознин.

Совет оказался снайперским. Спектакль приобрел форму, стал динамичным. Ребята играли его с увлечением.

Было бы естественным продолжить сотрудничество с Виктором Карловичем, но как совместить это с моей занятостью в Студии Табакова? Монюков предложил поставить «запятую» в наших взаимоотношениях и продолжить их при благоприятных обстоятельствах.

Это интересно:   63. Юрий Мороз "Вход в "лабиринт"" (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Через год Виктора Карловича не стало. А еще через год Табаков пришел на пост ректора Школы-студии, приведя с собой несколько педагогов, среди которых был и я. Так я снова оказался в Школе-

студии, где в качестве художественного руководителя курса подготовил три выпуска.

Думаю, что, когда после смерти легендарного ректора Школы-студии В.З.Радомысленского начальство не назначило на его пост В.К. Монюкова, это было не просто несправедливо, это оказалось разрушительным ударом по нашей Школе. И ранний уход из жизни Виктора Карловича является следствием очередной начальственной глупости.

Настоящим рыцарем театральной педагогики был Виктор Карлович Монюков, отдавший этому делу талант, недюжинный интеллект, жизнь.

ЮРИЙ РАШКИН «БОЛЬШАЯ УДАЧА»… Читать ранее 

Читать далее…  МАЙРИТА КРУМИНЬ-ГУЛБЕ «А МОРЕ ШУМИТ…»

Из книги:

НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.

Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Карловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.

Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.

Виктор Монюков - На то и память нам дана
Виктор Монюков — На то и память нам дана

Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ
Это интересно:   "КОТ В САПОГАХ" - 1968 год - инсценировка Виктора Монюкова