27. Алексей Головин «Надежная дружба» (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА» 

ЛЕОН РАЙНЕР «ТЕПЛО ДУШИ»… Читать ранее 

Читать далее…  НИКОЛАЙ РУШКОВСКИЙ «РОДНОЙ ГОРОД СТАЛ ЧУЖИМ»

Алексей Головин «Надежная дружба»

(глазами учеников)

Есть имена, и есть такие даты,

— Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты,

— Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

А.Т. Твардовский

Осенью 1947 года я поступил в Школу-студию МХАТа.

Ассистентом Г.А.Герасимова, педагога по актерскому мастерству, стал 23-летний Виктор Монюков, весной окончивший Студию. На нашем курсе началась его педагогическая деятельность.

Актерская биография В.К.Монюкова была короткой. Недолго пробыв во МХАТе, он стал артистом Литературного театра ВТО. Опыт военных лет пригодился ему в пьесе на фронтовую тему. Он играл советского офицера.

В войну Монюков служил в войсках внутренней охраны и в подзем­ном переходе от метро Кировская до Главного штаба на Мясницкой неоднократно видел Сталина. Об этом он сам мне рассказывал.

На наших студенческих вечерах Монюков грустно поглядывал на танцующих. На мой вопрос, почему не танцует, ответил: обещал школьному другу — будем танцевать, когда тот вернется с фронта. Война кончилась три года назад. Вот до сих пор жду.

К этому времени относятся и его пробы в кино на главную роль летчика Мересьева в фильме «Повесть о настоящем человеке». Он показал мне отличные фотопробы и сказал, что утвердили. Но… сни­мался Кадочников.

Актерская деятельность осложняла его ассистентскую работу в Студии, и вскоре он оставил театр, посвятив себя педагогике.

На втором курсе мне и Олегу Борисову предложили инсцениров­ку по рассказу Горького «Челкаш». Олег — Гаврила. Я — Челкаш. Работать с нами начал Виктор Карлович. Он скрупулезно и подробно выстраивал логику действий, скупые и точные мизансцены. Как мы старались! Ведь это была наша первая работа. «Челкаш» был признан одним из лучших отрывков на курсе и позднее игрался на разных встречах и вечерах. Затем Виктор Карлович начал с нами заниматься художественным словом. Поражали его эрудиция, ощущение стиля, глубина проникновения в суть произведения. Я схитрил и, наблюдая работу Монюкова с другими студентами, исподволь выучивал репер­туар моих товарищей. После окончания Студии я использовал накоп­ленное и стал победителем на конкурсах художественного слова.

Взаимная симпатия и творческое содружество с Виктором Карло­вичем переросли в прочную и надежную многолетнюю дружбу! Он до­верял мне свои сердечные тайны, делился мыслями о будущем театре, о котором мечтал. Он все надеялся на МХАТ, где его режиссерские работы, несмотря на слабость современной драматургии, оставляли хорошее впечатление.

Случались приглашения за рубеж. В Западной Германии Моню­ков поставил пьесу «Мой бедный Марат». Помню его рассказ, как он метался по пустому залу, по советской традиции ожидая худсовет, дирекцию, репертком, чтобы сдать готовый спектакль. Наконец, дозво­нился директору. «Я вечером с женой приду на премьеру», — успокоил тот режиссера. «Но я должен сдать вам спектакль»… «О, не волнуй­тесь. Раз мы вас пригласили, значит мы вам доверяем». Советскому художнику, привыкшему к недоверию государства, в такое невоз­можно было поверить.

Последним спектаклем, поставленным Монюковым во МХАТе, стали «Потусторонние встречи». О бывших служаках гитлеровского режима в послевоенной Германии. Ассоциация со сталинской эпохой была достаточно велика. Монюков пригласил меня на последний про­гон, на котором появился только что назначенный руководить МХАТа Олег Ефремов. Спектакль имел успех, но вскоре по идеологическим соображениям был снят. Ефремов же о режиссере-постановщике Мо- нюкове просто «забыл».

«Стоит ли мне вступать в КПСС?» — обратился я к Монюкову. Тянул меня в партию тогдашний секретарь партбюро МХАТа Н.К.Сапетов. Он хотел меня, сына репрессированной в сталинские годы матери, сделать своим в «режимном» театре. Да и звание в будущем скорей дадут. Монюков помолчал. «Ни в коем случае», — последовал ответ. «Но ведь вы же в партии!», — воскликнул я. «А тебе не стоит». Так Монюков уберег меня от вступления в КПСС. Он вообще отрицатель­но относился к тому, что творили коммунисты с искусством, и был равнодушен к ярлыкам тоталитарного режима. Помню его короткую и емкую фразу по этому поводу: «ВСЕ ЛОЖНО».

Мне надоело играть вождей и вдумчивых большевиков, становить­ся жертвой политических ситуаций, и я ушел из МХАТа задолго до прихода Ефремова и устроенной им «кровавой мясорубки». К этому времени и Монюков покинул театр, став самым молодым профессо­ром в Школе-студии.

Я приступил к созданию сольной литературно-музыкальной программы о судьбе маршала Тухачевского на эстраде, роль которого уже сыграл в художественном фильме «Одиночество». Режиссером моноспектакля стал Виктор Монюков. Эта работа в течение четверти века не сходила с концертных площадок.

«Долгие овации переполненного зрительного зала Дома актера. Это не просто аплодисменты. Зал взволнован предельно. Волнующая тема нашла двух художников — артиста А.А.Головина и режиссера В.К.Монюкова, превративших биографический, документальный материал о Тухачевском в большое волнующее художественное произведение. В.К.Монюков является большим новатором — режис­сером чтецкого искусства», — отзывался А.Эскин. «Режиссер спек­такля о Тухачевском Виктор Монюков, так же как и исполнитель, Алексей Головин, — воспитанники Художественного театра. Быть может, поэтому и оказалось таким плодотворным их творческое содружество. Продолжая традиции МХАТа, они создали на эстраде произведение яркое и правдивое», — писала заслуженная артистка РСФСР В.Калинина в журнале «Советская эстрада и цирк», № 5, 1967г.

После успеха этой программы актеры-чтецы стали буквально раз­рывать режиссера Монюкова на части, и он совмещал преподаватель­скую работу в Студии с репетициями литературных спектаклей.

ЛЕОН РАЙНЕР «ТЕПЛО ДУШИ»… Читать ранее 

Читать далее…  НИКОЛАЙ РУШКОВСКИЙ «РОДНОЙ ГОРОД СТАЛ ЧУЖИМ»

Из книги: НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.

Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Варловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий.

Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее.

Виктор Монюков - На то и память нам дана
Виктор Монюков — На то и память нам дана

Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ