5. Иван Тарханов «Первый выпуск» (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА» 

ГЕННАДИЙ ПЕЧНИКОВ «ОДНОКУРСНИКИ»… Читать ранее 

Читать далее…  ИГОРЬ ШНЕЙТЕР «О МОЕМ ДРУГЕ»

Иван Тарханов[1] «Первый выпуск»

(глазами родных, близких, коллег)

Виктор Карлович из тех людей, которые должны были бы писать. При его логическом мышлении, глубине знаний, принадлежности к искусству он был прирожденным исследова­телем. Сейчас, когда прошло столько лет после его ухода из жизни, многое переоценивается, становится более очевидным. И я понимаю, что потеря эта — не только потеря любимого человека, но и большая потеря в искусстве.

Когда говорят о сложностях его натуры, то она вполне понятна. Кому-то это нравилось, кому-то нет.

Трудно передать атмосферу нашего курса, первого курса, так как никого, кроме нас и дорогих друзей с постановочного факуль­тета, в Студии не было. Мы были хозяевами Школы, и одним из наиболее активных хозяев был Виктор, естественно, по складу сво­его характера. Мы с ним дружили, и у меня с ним никогда не было конфликтов.

Атмосферу нашей жизни на курсе нельзя передать словами. Это была семья. Виктор Карлович, какой же он был мальчик в душе-то! Интереснейший, умный, глубокий, но мальчик. Масса мальчишес­ких черт оставалась в нем всегда. И обижался он по-детски, ничего с этим поделать было нельзя…

Друзья его очень любили, и он отвечал им любовью. Маленький пример.

Когда мне исполнялось 50 лет, Виктор радовался так, будто это был его праздник.

Он много говорил в последнее время. И некоторые сетовали: «Он нас заговорил». А я отвечал: «Вы послушайте, что он говорит. Вы прислушайтесь — и будете слушать его целый вечер!».

Это интересно:   Программка к спектаклю - Право любить, право ненавидеть... - 1977 год

Как он говорил о жизни, об искусстве, какой парадоксальный ум! Что он знал о Пушкине! Это было совершенно потрясающе.

Я хочу сказать о его педагогике.

Нас из этого поколения было четверо. Первым педагогом из вы­пускников Школы-студии стал Виктор, на будущий год пришел ваш покорный слуга, потом — В.Н.Богомолов, затем — О.Н.Ефремов.

А началось вот с чего. На третьем курсе был блистательный показ нашего выпуска. Такого второго показа на следующих кур­сах, да простят меня коллеги, я не видел никогда. Я вспоминаю «Бесприданницу» и все наши знаменитые работы. И первым, кто понял, что «Современник» мог случиться раньше, в 1946 году, был Виктор. Задавили обстоятельства жизни. Директор МХАТа почувствовал, что Школа может отделиться и превратиться в са­мостоятельный коллектив. И нам на 4-м курсе полгода не давали выпускать спектакли. Нас задавили, как можно было задавить в 1947 году, прочертив линию от Лубянки до Художественного театра. И все потому, что это молодое поколение должно было принадлежать театру. Так и случилось, 18 человек распределились во МХАТ, но судьба наша оказалась очень сложной. Виктор не мог мириться с этим, он был совершенно свободным человеком. Литературный театр, его выступления, он все время думал о том, что делать дальше.

Что касается педагогики, восхищение, зависть и проникновенный интерес вызывал способ его работы. Для меня это, прежде всего, скру­пулезное, истинно мхатовское изучение предлагаемых обстоятельств, включая любую мелочь: когда ты пришел, был ли в это время дождь, кого ты встретил на улице? Это скрупулезнейшая работа, которая, в конце концов, уходила внутрь, в подсознание, и человек начинал жить многообразной жизнью. Это только одна черта, которую я ух­ватил у Виктора Карловича. Какое же надо иметь не только адское терпение, но и фантазию! Уметь будить воображение иногда не очень пробудившегося студента — очень сложная работа.

Это интересно:   89. Мера субъективного (Воспоминания о Викторе Монюкове)

Счастливое время, когда был жив Виктор Карлович. Благодарю его за то, что мы вместе служили, встречались, дружили…

[1] Выступление И.М.Тарханова на вечере памяти В.К.Монюкова в 15-ю годовщину его смерти, состоявшемся в Музее К.С.Станиславского. (Примел. сост.)

ГЕННАДИЙ ПЕЧНИКОВ «ОДНОКУРСНИКИ»… Читать ранее 

Читать далее…  ИГОРЬ ШНЕЙТЕР «О МОЕМ ДРУГЕ»

Из книги:

НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА…: сборник статей о театральном педагоге В.К. Монюкове. Владимир, 2008. Составители Надежда Васильева, Александр Курский. Под редакцией Бориса Михайловича Поюровского.

Сборник статей, посвященный выдающемуся театральному педагогу, режиссеру Виктору Варловичу Монюкову (1924-1984), составлен из воспоминаний учеников, коллег и людей, близко его знавших. Публикуются материалы, связанные с творческими командировками В.К. Монюкова в ФРГ, в Финляндию, в Чехословакию. Представлены некоторые его выступления и публикации. Книга сопровождается большим количеством фотографий. 

Эта книга — признание в любви, долг памяти, взгляд в будущее. 

Виктор Монюков - На то и память нам дана
Виктор Монюков — На то и память нам дана

Большая благодарность авторам сборника воспоминаний Александру Курскому и Надежде Васильевой за разрешение разместить на нашем сайте главы из этой замечательной книги, а также за всю оказанную ими помощь.

Из сборника статей о Викторе Карловиче Монюкове «НА ТО И ПАМЯТЬ НАМ ДАНА»

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗАПИСЬЮ